Существует теория, согласно которой всякая страна исчерпывает со временем свой ресурс. Когда-то Армения была Богу интересна, когда-то Он с ней возился и даже спасал. Но бывает и так, что Бог отворачивается — Он помнит, конечно, о сотне-другой праведников и помогает им, но судьба территории в целом становится Ему безразлична. А, может, Господь сейчас просто в очередном отпуске, препоручив на это время свои обязанности Пашиняну?
НО ПОСЛЕДНИЙ СО СВОЕЙ МИССИЕЙ ЯВНО НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ, желая быть женихом на каждой свадьбе и покойником на каждых похоронах. Ему присуще в чистом виде клиническое желание всюду бегать с факелом, поджигая все, что попадет под руку. В результате при Пашиняне у нас не осталось ни одного нескомпрометированного идеала, ни одной необолганной ценности.
Это может говорить о том, что перед нами либо личность, в силу своего болезненного состояния не могущая видеть очевидных последствий своих авантюрных шагов, либо тайный агент врагов Армении. Какой из вариантов вам больше нравится, сограждане? Мне не нравятся оба, но третьего не вижу.
Но себя Пашинян видит посланником Божьим, который выведет нацию, как Моисей евреев из Египта, в Землю обетованную с попутным употреблением внутрь манны небесной. Вот и на днях он опубликовал в социальных сетях очередной пост следующего содержания: «Верный путь или нет, зависит от того, куда идешь».
Интересно, а сам он хоть представляет себе, куда идет и ведет за собой страну и народ? Почему любой выбранный им «верный путь» неизбежно приводит страну к очередной катастрофе? Господи, да хоть бы раз показал, что хоть чудом, хоть по ошибке, хоть по вдохновению — он способен что-нибудь сделать по-человечески!
Нет, каждый раз оказывается в положении гроссмейстера Остапа Бендера, который из всей шахматной премудрости знал лишь про ход «е2 — е4», но был вынужден проводить сеанс одновременной игры с членами шахматного клуба города Васюки. Любая разыгранная «гроссмейстером» Пашиняном комбинация обречена закончиться стандартным образом — посредством сгребания фигур с доски, запусканием их в морду и ночной погони с воплями «Держите жулика!»
Эта жуликоватая личность отлично владеет лишь цирковым умением подменять цилиндры, переключать общественное внимание с важных предметов на предметы глубоко второстепенные. Помню, этим умением не менее мастерски владела советская власть где-то в конце семидесятых — начале восьмидесятых. Когда помаленьку заканчивалась еда, а политический маразм начинал зашкаливать, контора делала пару широких красивых жестов руками, и мы годами всем миром искали снежного человека и слушали рассказы каких-то умалишенных о встречах с неопознанными летающими объектами и инопланетянами.
На эти темы дозволялись дискуссии, полезные для здоровья. И то сказать: снежному человеку все равно, а к Суслову присмотришься — неровен час да и руки на себя наложишь. Или не на себя.
НО ВЕРНЕМСЯ В НАШУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ГДЕ ПАШИНЯН МЕЧЕТСЯ В ПОИСКАХ «ВЕРНОГО ПУТИ», идя одновременно в разные стороны. То принимает закон о вступлении в Евросоюз, то предъявляет заявку на вступление в ШОС. То не исключает возможности выхода из Евразийского экономического союза, что приведет к потере Арменией приблизительно 40% ВВП, то заявляет о намерении увеличить товарооборот со странами ЕАЭС. То говорит в Вашингтоне об установлении стратегических отношений с Соединенными Штатами и отдает в аренду на 99 лет суверенную территорию Армении, то заявляет о стратегическом партнерстве с Ираном. То заискивает перед Эрдоганом и Алиевым и выполняет все их требования, нанося серьезный вред стратегическим интересам России, то бежит за В.В. Путиным, бредя что-то про «братские отношения». То присутствует на военном параде в Пекине по случаю 80-летия победы над милитаристской Японией, то на следующий же день летит оттуда с визитом в ту же Японию…
В III веке до н.э. китайский философ Хань Фэй писал: «Если у человека много желаний, то его расчеты теряют стройность. Когда расчеты теряют стройность, желаний становится больше. Когда желаний становится больше, то лукавство одерживает победу. Когда лукавство одерживает победу, нормальный ход дел прекращается. Когда нормальный ход дел прекращается, появляются несчастья и затруднения. Отсюда видно: несчастья и затруднения появляются от лукавства, а лукавство порождено тем, что может вызывать желания».
Цивилизованный мир смотрит на метания Пашиняна квадратными глазами, пытаясь понять: что происходит? Вообще-то они привыкли к самым неожиданным политическим поворотам, но все-таки гибкость их психики не стоит абсолютизировать. Ну, они пускай мучаются, а для местных никакой загадки в происходящем нет. Просто у Пашиняна абсолютно нет хоть какой-либо идеологии.
Между тем для успеха любого серьезного дела необходимо, чтобы у его деятелей была правильная идеология. Идеология, коротко говоря, — это продуманная и внятная иерархия ценностей и прямо связанный с ними набор целей. Именно в таком порядке, поскольку не решив, что в этом мире ты считаешь правильным и хорошим, а что ошибочным и плохим, ты не сможешь избрать долгосрочной цели.
БУДУЧИ В ЭТОМ СМЫСЛЕ НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ СВОИХ НОСИТЕЛЕЙ, ИДЕОЛОГИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ весьма полезной и для третьих лиц: они знают, что можно и чего нельзя ждать от носителей данной идеологии.
Отказ от идеологии означает отказ от стратегии. Не договорившись «на берегу» об общем направлении движения, люди обрекают себя на беспорядочные метания. Решения о каждом следующем шаге принимаются с чистого листа, исходя из пахучести того места, куда завел шаг предыдущий.
Но не это самое печальное. Гораздо хуже то, что, не имея иерархии ценностей, определяющей, что можно и что нельзя, люди автоматически приходят к выводу, что цель оправдывает средства. А это, воля ваша, — уже идеология, и к тому же слишком известная.
Нет, Пашинян никогда не сможет выбрать верный путь, потому что он очень плохой водитель. В жизни довольно часто случается, что не снабженный дорожной картой водитель на той или иной развилке сворачивает на дорогу, ведущую в тупик, — от ошибки в подобной ситуации не застрахован никто. Хороший водитель отличается от плохого не тем, что он никогда не попадает в тупик, а тем, что способен, вовремя признав ошибку, поменять направление движения, вернуться на развилку и в конце концов выбрать верный путь.
Но плохой водитель, забравшись в тупик, либо так там и остается, либо начинает искать путь по бездорожью, свалившись в кювет, либо возвращается на развилку слишком поздно, когда в баке уже не остается бензина. В лице Пашиняна мы наблюдаем за действиями очень плохого водителя.