Никол Пашинян представил свою версию обоснования снятия изображения Арарата с визовых штампов в паспорте, объяснив это необходимостью уважать международно признанные границы республики и поставить ее на «правильную аэродинамику».
По словам Пашиняна, проект изменения штампа в паспорте был запущен несколько месяцев назад и не имеет отношения к недавнему визиту спецпредставителя Турции Сердара Кылыча в Ереван. Было бы неразумно полагать, что Пашинян сейчас прямо расскажет, что это является одним из требований Анкары. Однако давайте зададимся другим вопросом: как мы дошли до того, что обсуждаем подобные вопросы?
Начало этому было положено в 2018 году. Война в Арцахе в 2020 году и этническая чистка в 2023 году опустошили Арцах, что и позволило врагу «подойти настолько близко к нашим домам». Сегодня они редактируют армянскую Конституцию, решают, каким будет штамп на пограничном контроле в Армении, а также приглашают инвесторов принять участие в проекте «Зангезурский коридор», который должен пройти по территории Армении.
Был ли шанс избежать этого? Давайте даже сузим вопрос: была ли реальная возможность у Никола Пашиняна избежать такого сценария, когда падение Арцаха по «эффекту домино» ведет к падению Армении?
Шанс был, и был он в 2019 году. На столе Пашиняна лежало предложение от сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Сам он то подтверждает эту информацию, то опровергает, но член фракции Пашиняна Арман Егоян рассказал ряд нюансов, касающихся предложения от 2019 года.
По словам Егояна, предложение предполагало передачу Баку пяти районов вокруг НКР и ввод российских миротворцев в Арцах. При этом, Егоян отмечает, что якобы не было гарантий, что Совбез ООН, даже после обращения РФ, США, Франции, Армении и Азербайджана, принял бы решение о предоставлении российским миротворцам мандата от ООН, и в обоснование своей позиции ссылается на «потенциальные возражения Великобритании и Китая».
Последнее из слов Егояна — это субъективное восприятие процессов, оценочное суждение. Тут важно другое: 1) Член фракции Пашиняна признает наличие предложения по урегулированию, которое лежало на столе в 2019 году. 2) Он признает, что в предложении были и гарантии безопасности для армян Арцаха. 3) Он признает и тот факт, что Арцах должен был/мог бы получить промежуточный статус с отложенным решением по окончательному статусу. Иными словами, Арцах оставался бы армянским во всех смыслах этого слова.
Егоян, однако, избегает заявлений о том, что предложение от 2019 года противоречит интересам Пашиняна. Решение карабахской проблемы в формате предложения от 2019 г. укрепило бы не только Арцах, государственность Арцаха, придав ей более высокий международный статус, но и укрепило бы позиции РФ в регионе, чему противится, в первую очередь, Турция.
Именно поэтому и нужно было отказаться от такого варианта урегулирования, провалить переговоры и провалить войну, но сделать это все так, сделать все с таким информационным сопровождением, чтобы у части армянского общества было восприятие процессов, что «все произошло из-за России». Пашинян в прямом смысле повторил сценарий Грузии, когда функция Михаила Саакашвили сводилась к разжиганию войны 2008 года и превращению РФ в глазах грузин в агрессора, что на десятки лет сделало невозможным сотрудничество Москвы и Тбилиси.
Предложение от 2019 г. не соответствовало интересам Турции, потому оно было отвергнуто, потому Арцах пуст. Интересам Турции не соответствовали и потенциальные договоренности, которые могли быть достигнуты в Ки-Уэсте в 2001 г., против которых сильнее всех в Азербайджане боролся Ильхам Алиев.
После того, как из-за очевидного внешнего вмешательства в процесс переговоры в Ки-Уэсте завершились без желаемого результата (результатом переговоров могло стать присоединение Арцаха к Армении в обмен на эстакаду до Нахичевана), а спустя полтора года умер Гейдар Алиев, место которого занял «образованный и конструктивный партнер» Пашиняна Ильхам Алиев.
И уже вместе с 2018 г. они проводят политику по изменению геополитического облика Южного Кавказа, главной целью которого является нивелирование российского фактора. На этом пути уже пал Арцах…
Бениамин МАТЕВОСЯН, политолог
Alpha News