Представленные Следственным комитетом Армении после обысков в Арагацотнской епархии «вещественные доказательства» абсурдны и не выдерживают никакой критики. Об этом в беседе со Sputnik Армения заявила эксперт по конституционному праву и правозащитница Гоар Мелоян, комментируя обыски и задержание священнослужителей.
РАНО УТРОМ 15 ОКТЯБРЯ СИЛОВИКИ ОБЫСКАЛИ ДОМ ГЛАВЫ Арагацотнской епархии епископа Мкртича Прошяна, которого вместе с 12 священниками и сотрудниками доставили в полицию. Позже СК сообщил об аресте троих, включая Прошяна. Ему инкриминируют воспрепятствование избирательному праву и принуждение к участию в собраниях.
По словам Мелоян, действия правоохранителей нельзя рассматривать в отрыве от общего политического контекста.
«Священнослужители — такие же граждане Армении, и на них распространяются все законы. Вопрос не в самом факте обвинения, а в том, на каком фоне это происходит. Очевидно, что действующая власть и особенно премьер-министр [Никол Пашинян] превратили церковь в критическую мишень», — подчеркнула она.
Правозащитница отметила, что именно Пашинян фактически дал старт нападкам на Церковь еще в июне, а позже сам взял на себя роль «карателя». Премьер неоднократно публиковал в Facebook* посты, в которых открыто критиковал и дискредитировал Армянскую Апостольскую Церковь.
«Целенаправленные атаки на Церковь с его стороны — абсолютно неправомерный шаг», — отметила Мелоян.
Она подчеркнула, что Конституция Армении четко закрепляет принцип законности: граждане имеют право на любые действия, не запрещенные законом, тогда как должностные лица обязаны действовать строго в пределах своих полномочий. Ни Конституция, ни законы не дают премьер-министру права вмешиваться во внутреннюю, каноническую жизнь Церкви.
Мелоян добавила, что глава правительства нарушает конституционные нормы не впервые. Подобные прецеденты уже имели место — в частности, во время блокирования зданий судов. Сегодня же давление на Церковь превратилось в элемент политической повестки власти. Два архиепископа уже находятся под стражей без законных оснований, тогда как СК продолжает выдвигать новые обвинения.
В подтверждение своих слов Мелоян напомнила о деле архиепископа Баграта Галстаняна и 17 его сторонников, где СК представил «доказательства» в виде вырванных из контекста и смонтированных аудиозаписей, а также опубликовал фотографии сомнительных «вещественных доказательств» — арматуры, охотничьих ружей и других предметов бытового назначения. По той же логике теперь представлены новые «доказательства» — фотографии купюр, монет и чеков на бензин. Это очередная нелепость: если обыскать дом любого жителя Армении, можно найти такие же «вещдоки”, сказала она.
ПРАВОЗАЩИТНИЦА ПОДЧЕРКНУЛА, ЧТО ПОДОБНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ свидетельствует о политическом характере преследований.
«Какое отношение всe это имеет к воспрепятствованию избирательному праву или принуждению к участию в собраниях? Провели обыск в епархии — естественно, там нашли деньги: всего около четырёх миллионов драм, купюры разной валюты и в небольшом количестве. Логично, что в Церкви есть средства — это повседневные расходы епархии и пожертвования прихожан. Причeм здесь преступление?» — отметила Мелоян.
Она напомнила, что армянские священники традиционно участвовали в общественных собраниях, призывая к спокойствию и предотвращая столкновения, оставаясь рядом со своей паствой. По ее словам, даже если глава епархии призвал духовенство присутствовать на собрании, непонятно, почему это воспринимается как нечто порочащее честь и достоинство человека.
«А что, если глава епархии призвал священников к духовному служению, чтобы предотвратить столкновение между демонстрантами и полицией? Это ведь двойные стандарты. Почему никто не возмущался, когда священники участвовали в акциях «Электрик Ереван» или протестах 2018 года?» — добавила Мелоян.
Она также подчеркнула, что арест — самая строгая мера пресечения — в Армении постепенно превращается в инструмент давления на людей с оппозиционными взглядами. В нынешних условиях подобные меры используются не для обеспечения правосудия, а как форма наказания тех, кто не разделяет позицию власти.
Мелоян добавила, что премьер-министр оказывает давление на судебную систему, добиваясь выгодных для себя решений. Судьи, остающиеся верными закону и профессиональной этике, по еe словам, лишаются полномочий, тогда как лояльные власти представители судебного корпуса получают продвижение по службе.
Напомним, уголовное дело возбуждено на основании высказываний священника Арама Асатряна из Арагацотнской епархии, прозвучавших в эфире Общественного телевидения Армении. Он заявил, что глава епархии заставил его и других священников участвовать в протестных акциях оппозиции в 2021 году. С жалобой в Генеральную прокуратуру по этому поводу обратился председатель НПО «Союз информированных граждан» Даниэл Иоаннисян.