Новый законопроект против произвола КГД
Ровно год назад между крупнейшим бизнес-сообществом Армении — Союзом предпринимателей «Манташянц» — и Комитетом госдоходов (КГД) вспыхнул серьезный конфликт, который привлек внимание всей деловой среды страны. Поводом послужили предложенные КГД поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие уголовное наказание для предпринимателей за налоговые правонарушения, даже при условии их последующего возмещения. Речь, в частности, шла о том, чтобы признать утратившей силу ч. 5 ст. 290 УК Армении, согласно которой для предпринимателей предусматривались стимулирующие нормы, касающиеся освобождения от уголовной ответственности.
БИЗНЕС СЧЕЛ ЭТИ ИЗМЕНЕНИЯ РЕПРЕССИВНЫМИ И ОПАСНЫМИ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА, обвинив налоговиков в игнорировании мнения делового сообщества. КГД в свою очередь отверг обвинения, заявив, что действует в рамках своих полномочий по администрированию налоговой системы. Конфликт перерос в публичную полемику с взаимными обвинениями в шантаже, непрофессионализме и даже терроре в отношении бизнеса, что только усилило напряженность в отношениях между налоговиками и предпринимателями.
Однако в Союзе «Манташянц» решили идти до конца и спустя год ответили на спорные инициативы Комитета госдоходов собственной законодательной инициативой, направленной на смягчение последствий предложенных поправок.
Свой законопроект Союз предпринимателей представил в ходе пресс-конференции, созванной по этому поводу. Но прежде чем перейти непосредственно к обсуждению положений законопроекта председатель Союза «Манташянц» Ваграм Миракян отметил: проблема шире, чем кажется. И главной целью «Манташянц» является обеспечение защиты бизнеса от чрезмерного давления со стороны фискальных и правоохранительных органов.
Преследование поставлено на поток: 2000 уголовных дел за два года
Как показывает практика, защищать действительно есть от чего. Поскольку, по словам главы бизнес-клуба, возбуждение уголовных дел стало сегодня системным методом давления, а не инструментом правосудия.
«ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ПРОТИВ БИЗНЕСА ПОСТАВЛЕНО НА ПОТОК, и мы наблюдаем множество злоупотреблений. Сегодня это стало удобным рычагом давления для налоговой системы. Здесь никто не акцентирует внимание на честности или соразмерности. Все строится на подозрениях, зачастую ничем не обоснованных. Почему необоснованных? Потому что, когда дело доходит до суда, КГД во многих случаях проигрывает. Это уже стало тенденцией», — подчеркнул В.Миракян. Далее он подробно описал, как на практике выглядит подобный процесс.
«Налоговики приходят в компанию, изучают какую-либо тему, проводят предварительный расчет и, основываясь на нем, делают вывод, что бизнес якобы скрыл, условно говоря, 200 млн драмов налогов. Они сообщают об этом предпринимателю. Тот возражает, не соглашаясь с расчетами. В ответ КГД заявляет: хорошо, передаем материалы в следственные органы. Следом начинаются аресты — директора, главного бухгалтера и других сотрудников. Затем бизнес вынужден подавать в суд. Судебный процесс может длиться год-два, и в итоге выясняется, что расчеты налоговиков были ошибочными: вместо 200 млн неуплаченных налогов, скажем, 20 млн драмов. И таких примеров множество».
Если посмотреть статистику, то только за последние два года в отношении армянских предпринимателей было возбуждено порядка 2000 уголовных дел. Это значит, в среднем по 1000 дел в год. Для сравнения, уточнил В.Миракян, в США, где экономика в разы масштабнее, ежегодно возбуждается от 2500 до 3000 подобных дел. У нас – почти столько же, и это при несопоставимых масштабах. «Это говорит само за себя», — добавил он.
На наш вопрос о том, кто несет ответственность, если предприниматель в суде доказывает, что КГД ошибся в своих расчетах, председатель «Манташянц» ответил прямо: не несет никто. Ни один налоговый инспектор, по его словам, не привлекается к ответственности, даже если их ошибки привели к возбуждению уголовного дела и серьезным последствиям для бизнеса.
«Когда уголовные дела становятся нормой, а не исключением, это наносит прямой удар по инвестиционному климату страны. Мы не против фискальной дисциплины. Мы за справедливые правила игры. Если этого не добиться, то практика, которую мы сегодня наблюдаем, превращает налоговую систему в инструмент давления и государственного рэкета», — констатировал он.
А может дело в политическом мотиве происходящего, поинтересовались мы у Ваграма Миракяна. Ведь для властей это удобный способ «приструнить» неугодных бизнесменов, опираясь на закон. Однако руководитель бизнес-клуба отвергает такую версию, поясняя, что давление со стороны фискальных органов испытывают даже те представители бизнеса, которые не придерживаются оппозиционных взглядов.
Три шага от конфликта к системным решениям
Исходя из этого, члены бизнес-клуба «Манташянц» настаивают: в стране необходимо срочно выработать справедливые и эффективные механизмы разрешения налоговых и экономических споров. Предприниматель должен иметь возможность защищать свои интересы в адекватной правовой среде, а не в условиях, где любое подозрение автоматически становится основанием для уголовного преследования.
КАК СООБЩИЛ НА ВСТРЕЧЕ С ЖУРНАЛИСТАМИ РУКОВОДИТЕЛЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ LSA И ЧЛЕН БИЗНЕС-КЛУБА «МАНТАШЯНЦ» АРСЕН САРДАРЯН, разработанный законопроект нацелен на решение ключевых проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, и охватывает три основных направления:
Во-первых, на практике уголовное дело может быть возбуждено сегодня даже при неисполнении предполагаемых налоговых обязательств на сумму в размере 10 млн драмов. По мнению юриста, действующий порог для возбуждения уголовных дел слишком низкий и несоразмерен возможным нарушениям, что ставит под угрозу нормальную работу даже добросовестных компаний. Чтобы отделить административные ошибки от реальных правонарушений, Союз предпринимателей «Манташянц» предлагает пересмотреть подход: уголовную ответственность применять только в случаях неуплаты налога, рассчитанного на основе совокупной налоговой базы за последние три финансовых года. Такой механизм, по их мнению, поможет избежать избыточного давления на бизнес и сделает систему более справедливой.
Во-вторых, часто используется арест как мера пресечения по налоговым делам, даже при отсутствии серьезных оснований. Законопроект предусматривает введение четких критериев применения этой меры, чтобы избежать давления и дестабилизации работы компаний.
В-третьих, при обысках по уголовным делам у предпринимателей изымается оборудование и техника, что фактически блокирует их деятельность. По словам А. Сардаряна, необходимо законодательно ограничить такие действия, чтобы бизнес не страдал до вынесения судебного решения.
Новый этап противостояния — бизнес не намерен уступать
Разработанный представителями бизнес-сообщества законопроект, касающийся изменений в налоговом регулировании, уже передан на рассмотрение в Комиссию по экономическим вопросам НС. «Манташяновцы» рассчитывает, что документ пройдет все необходимые этапы обсуждения и в конечном итоге будет вынесен на голосование в парламенте.
ЛЮБОПЫТНО, ЧТО РОВНО ГОД НАЗАД ТЕ ЖЕ В. МИРАКЯН И А.САРДАРЯН УЖЕ ВЫСТУПАЛИ НА АНАЛОГИЧНОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ. Тогда они высказывали надежду, что озвученные ими опасения по поводу готовящихся изменений в налоговом законодательстве, разработанных КГД, будут услышаны — либо на уровне правительства, либо в стенах парламента. Однако, как показала практика, эти надежды не оправдались: законопроект был принят, а мнение бизнеса осталось без внимания.
На наш вопрос, что изменилось за год и почему теперь они верят в успех, спикеры ответили, что настроены действовать максимально последовательно и открыто. «Мы намерены использовать все доступные и законные механизмы, чтобы повлиять на ситуацию: это и пресс-конференции, и индивидуальные выступления, и, конечно, проработка законодательных инициатив», — резюмировали представители бизнес-клуба.