Компартия обратилась в посольства США и РФ, а также в дипломатические миссии ЕС в нашей стране с сообщением об угрозе жизни и физической безопасности мэра Гюмри Вардана Гукасяна. Основанием послужило обещание Пашиняна «вышвырнуть» мэра из действующей политики. Действия следственных органов, а также недавно озвученные в стенах парламента заявления депутатов от фракции ГД Ваагна Алексаняна и Карена Саруханяна не оставляют сомнений в том, что режим начал крестовый поход на мэра Гюмри. Из депутатских вопросов напрямую следует, какое дело и по каким статьям режим пытается «пришить» Гукасяну.
ПОСТАНОВОЧНЫЕ ВОПРОСЫ ОБОИХ ДЕПУТАТОВ СВЕЛИСЬ К ТОМУ, ЧТО ГУКАСЯН, ЯКОБЫ, агитировал против независимости РА в пользу членства в союзе Россия-Беларусь. «Тех, кто делает заявления против суверенитета РА, следует вышвырнуть с политического и общественного поля», — заявил в ответ главарь правящей верхушки с самой высокой трибуны страны. В переводе на язык политических репрессий, речь идет о внесенных в 2023 г. в УК изменениях. Они коснулись уголовного наказания «за действия по полному либо частичному ограничению суверенитета РА путем применения насилия или угрозы применения насилия, а также за публичные призывы к отказу от суверенитета». Гукасяну шьют дело по части статьи, которая предусматривает наказание в виде тюремного заключения за публичные призывы.
В отличие от действий публичные призывы подразумевают наказание в виде лишения свободы на 2 месяца, а также штраф. Максимальный срок заключения 3 года. Если подобные призывы были озвучены в СМИ или с использованием информационных технологий, то наказание может составить от 2 до 5 лет. Партия, по списку которой Гукасян баллотировался в совет Гюмри, не случайно апеллировала к иностранным дипломатическим миссиям после приговора архиепископу Микаелу Аджапахяну (2 г. тюрьмы) и предшествующему аресту предпринимателя Самвела Карапетяна. Оба ареста, напомню, последовали за устными высказываниями. Есть обоснованные подозрения, что Пашинян намерен расправиться с мэром Гюмри, а устные заявления только повод. На самом деле, диктатор не простил победу оппозиции в Паракаре и Гюмри на досрочных выборах 30 марта. Мэр Паракара Володя Григорян убит, Гукасяна Пашинян обещал «вышвырнуть из политики».
Гукасян сказал, что против него уже возбудили 100 уголовных дел, пусть заведут 101. После празднования Дня города 4 октября в Гюмри (средства выделили мэрия и фонд «Ташир») расправа над Гукасяном стала неизбежной. Пашинян и президент Ваагн Хачатурян не поздравили культурную столицу с праздником, Гукасян за это их публично пристыдил, а выступления членов совета с трибуны праздничного мероприятия на площади Вардананц имели место на фоне огромного портрета Микаела Аджапахяна – лидера духовной общины Ширака.
Крестовый поход на Гукасяна сразу после убийства мэра Паракара Володи Григоряна еще больше накалит обстановку в обществе за месяц до внеочередных выборов в укрупненной общине Вагаршапат, где оппозиция имеет все шансы повторить победу над ГД. Выборы в Вагаршапате уже называют Гюмри-2, хотя член бывшего совета Севак Хачатрян на днях выразил надежду, что ситуация в Эчмиадзине может обернуться Паракаром-2, то есть, безоговорочной победой без создания коалиции внутри совета.
Оппозиционный член бывшего совета (он же №1 предвыборного блока «Ахтанак») рассказал, что репрессиям подверглась вся его семья, его родных уволили с государственной службы, а обстановка в городе, по его словам, накаляется с каждым днем. На празднование 8 октября Дня Эчмиадзина пожаловал марзпет Армавира Ваграм Хачатрян, а спикер парламента Ален Симонян даже посетил центральный собор Святого Эчмиадзина и зажег там свечку. В официальных мероприятиях по случаю 2710-й годовщины города приняли участие священнослужители и кандидат на пост мэра №1 предвыборного списка ГД Аргишти Мехакян.
С 2021 г. ВСЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОППОЗИЦИИ, КОТОРЫЕ ЗАНЯЛИ ПОСТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩИН по итогам выборов в советы, подвергались шантажу и уголовным преследованиям. Мамикон Асланян (Ванадзор), Арутюн Манучарян (Берд), Аркадий Тамазян (Алаверди), список можно продолжить. Убийство в Паракаре и репрессии в Гюмри не оставили даже тени сомнения в том, что верхушка режима целенаправленно работает против тех, кто сумел одержать победу над ГД. Теперь настала очередь Гукасяна, причем самое время напомнить, что битва за Гюмри началась с шантажа и сделки.
Это была скрепленная меморандумом сделка между блоком «Баласанян» и ГД. Бывший мэр Самвел Баласанян пошел на эту сделку ради назначения своего сына Мисака послом в Ираке. На глазах возмущенной городской общественности ГД и соратники бывшего мэра делили должности и хлебные места. Кстати, на днях против сына Гукасяна Спартака было возбуждено еще одно уголовное дело, о чем сообщил в СМИ руководитель фракции «Мать Армения» в совете Гюмри Карен Симонян.
Незадолго до внеочередных выборов уголовное преследование было возбуждено против Мисака Баласаняна и его отца. Произошло это после разрыва меморандума, за которым последовал отзыв Мисака с высокой дипломатической должности, и возникла необходимость проведения внеочередных выборов в совет общины.
Недавние уличные опросы в Гюмри показали, что население готово подняться на защиту Гукасяна, об этом перед телекамерами говорили не только люди старшего поколения, но и молодежь. Респонденты в один голос заверили, что не откажутся от мэра, что Пашинян практикует репрессии, и прочее в том же духе. Крестовый поход на Гукасяна может иметь самые непредсказуемые последствия, ведь ни для кого не секрет, что многотысячное празднование Дня города 4 октября на самом деле вылилось в акцию протеста против правящего режима. Многотысячная толпа на площади Вардананц аплодировала портрету опального архиепископа Аджапахяна.
В Гюмри и Эчмиадзине создалась весьма схожая ситуация: в одном городе жители готовы встать на защиту мэра, во втором – на защиту Католикоса Всех Армян Гарегина Второго. Обоих Пашинян обещал «вышвырнуть». Примечательно, что в Эчмиадзине распространяют слухи, дескать, Пашинян предпримет вторую попытку изгнать Католикоса из Святого Эчмиадзина 27 октября, в тот самый день, когда он принял этот сан в 1999 г. Напомню, что 27 октября 1999 г. имел место теракт в парламенте. Погибло восемь человек, включая лидеров блока «Единство» спикера Карена Демирчяна и премьер-министра Вазгена Саркисяна.