Логотип

НА СКЛОНЕ АРАРАТА НЕКОГДА ЖИЛА НЕБОЛЬШАЯ ДЕРЕВУШКА…

Согласно армянской легенде, село было основано Ноем, который при выходе из ковчега, развел здесь виноградный сад. Позже на этом месте была построена церковь Святого Акопа, и возникло селение получившее название Ахури, которое по-армянски значит «посадил виноград». Отсюда Ной со своим семейством переселился в место, ныне известное как Нахиджеван.

Село насчитывало 200 домов армян и 1600 жителей. Судя по надписям на могильных плитах, в селе уже в VIII веке была армянская церковь, а на километр выше находился монастырь. Ахури была знаменита своими садами. Помимо фруктов здесь выращивали пшеницу и ячмень.

 ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГЕОГРАФА ПЕТРА СЕМЕНОВА, АХУРИ ПРИНАДЛЕЖАЛА К ЧИСЛУ прекраснейших и обширнейших деревень Армении. В 441 году близ села произошла битва армянских войск с вторгнувшимися в регион персами. Армянская конница, насчитывающая 300 всадников, заманила 7000 персов к горам Арарата и в конечном итоге разгромила персидские войска.

Село было разрушено землетрясением 1840 года, которое унесло жизни 2000 человек и полностью разрушило монастырь Cв. Акопа. По другим данным, население и все постройки села погибли 20 июля 1840 года в результате снежного обвала.

В 1877 году ирландский геолог Джеймс Браун так описывал гибель деревни: «Раньше здесь стояла приятная маленькая армянская деревня с двумястами домов, называемая Аргури или Агурри. Неподалеку расположился небольшой монастырь Святого Иакова, которому было восемь столетий. Ближе к закату вечером 20 июня 1840 года внезапный толчок землетрясения, сопровождавшийся подземным гулом и ужасающим порывом ветра, обрушил дома и в тот же момент отделил огромные массы камня с прилегающим к ним льдом от скал, окружающих пропасть. Шквал падающих камней в одно мгновение обрушился на деревню, монастырь и курдский лагерь на пастбищах наверху. Ни одна душа не выжила, чтобы рассказать об этом».

«Гeогpaфичeско-стaтистичecкий cлoваpь Рoссийcкой импepии» изданный в 1863 году: «Последнее землетрясение происходило на Арарате в 1840 году. Жертвами были монастырь Св.Якова и цветущее селение Архури, состоявшее из 200 домов. Они были разрушены до основания, стерты с лица земли и засыпаны страшными обвалами, состоящими из массы скал, снегов и льдов, скатившихся с верхних частей Арарата, так что все, без исключения, жители Архури погибли. Через 4 дня после сильного удара землетрясения, масса обвалов, висевшая над долиною Аракса, двинулась вперед и, превратясь в опустошительные потоки густой грязи, прошла в 2 минуты до реки Карасу. То же землетрясение отозвалось во всей Армении. В Нахичевани было разрушено 780 домов, в Ордубаде 460, а в различных селениях 6,800. Равнина Аракса истрескалась во многих направлениях, а самая река, выступив из берегов, с страшным волнением, произвела наводнения на многих пунктах».

В августе 2020 года на армянском кладбище села турецкой полицией были пойманы семь расхитителей могил, которые в поисках наживы раскапывали могилы усопших. На сегодняшний день село заселено курдами и называется Енидоган и находится в Аралыкском районе провинции Ыгдыр.

В БЕСЕДЕ С КОРР. «ГА» ИЕРЕЙ ЕРЕВАНСКОЙ ЦЕРКВИ СУРБ ЗОРАВОР АСТВАЦАЦИН ТЕР АКОП МОВСЕСЯН ОТМЕТИЛ, что с библейских времен гора Арарат, появившаяся из убывающих вод всемирного потопа и ставшая причалом для Ноева ковчега, будоражит умы и занимает мысли всех поколений людей.

«Как известно, Библия дает точные сведения о месте нахождения ковчега:»…ковчег остановился на Араратских горах», – сказал Тер Акоп. – И об этом не спорят, разве что, оспаривают право армян считать Арарат своим национальным символом и утверждать, что гора с прилегающими к ней огромными территориями — исконно армянская земля.

Ну, а поскольку сегодня Арарат находится на территории Турции, то нетрудно догадаться, кого больше всех «беспокоят» права армян на легендарную гору. «Корень зла есть незнание истины, гласит буддийская мудрость, а против незнания есть только одно средство — знание». Истинное же знание исторических реалий может быть достигнуто не иначе, как изучением древнейших манускриптов. Поэтому, давайте совершим небольшой экскурс в древний мир, вернее, в рукописи древнейших летописцев. Уж они-то в своих трудах не руководствовались интересами того или иного государства, тем более, что одного из них в те библейские, и не только, времена просто не существовало.

Итак, древневавилонский летописец Бероес в 275 году до н.э. писал о корабле, «который в Армении опустился на грунт. Люди смолу с корабля соскабливали и изготовляли из нее амулеты». И хотя в религиозных преданиях Вавилона и Шумера Ной носит имя Ут-Напиштим, а гора Арарат — Аль-Джуд, страна где он находился так и звалась – Армения!». Такую же информацию приводит древнееврейский историк Йосиф Флавий в 1 веке н.э. Он, в частности, пишет: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении…там люди набирают смолу для изготовления амулетов.» А в своей «Истории иудейской войны» он делает весьма интересное замечание: «Армяне называют это место «причалом», где ковчег остался лежать навеки, и показывают сохранившиеся до сегодняшних дней его части».

Вот еще одно историческое свидетельство. Николай из Дамаска в I веке после Рождества Христова в своей рукописи «Хроники мира» называет гору Арарат Барисом: «…в Армении есть высокая гора, называемая Барисом, на которой находили спасение многие беглецы от всемирного потопа. Там же на вершине этой горы остановился один человек, приплывший в ковчеге, обломки которого сохранились там на долгое время».

Обратимся к историческим опусам более позднего периода. Так знаменитый итальянский путешественник Марко Поло во второй половине XV века на своем пути ко двору китайского императора проезжал близ Арарата. В своей книге «Путешествия венецианца Марко Поло» он пишет:»…Вы должны знать, что в этой стране Армении на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более, что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова…». Его описание горы вполне соответствует Арарату сегодня.

Немецкий путешественник Адам Олеарий в начале XVI века побывал возле Арарата, и в своей книге «Путешествие в Московию и Персию» писал: «Армяне и персы считают, что на упомянутой горе все еще находятся обломки ковчега, которые с течением времени стали твердыми и прочными, как камень».

«Речь идет о балках, которые были найдены выше границы лесной зоны и сейчас хранятся в Эчмиадзине,- продолжил Тер Акоп. — Наверное, можно было бы привести выдержки еще из многих исторических документов, свидетельствующих о том, что Армения и армяне имеют полное право и все основания называть Арарат своей горой.

И это не должно вызывать недоумения в мире несведущих в истории людей с одной стороны, и гнев и возмущение у народа, на территории которого сегодня Арарат оказался, конечно же, не по своей воле.

Когда человек не знает историю, свою и, тем более, чужую, он, наверное, делает это не нарочно, и ему легче принимать ложь за истину. Но бывает и так, что люди не просто не знают чего-то, а нарочно не принимают истины, даже и тогда, когда она раскрыта перед ними до полной очевидности.

Они не понимают ее не потому, что не могут понять, а потому, что она обличает их злые дела и отнимает у них оправдание своих пороков. А значит, их совесть больна».