Государственный долг Армении в I полугодии 2025 года в долларовом выражении увеличился на 7,9% до 13,852 миллиарда долларов. Об этом заявил глава Минфина республики Ваге Ованнисян на заседании парламентской комиссии по экономическим вопросам, передает Sputnik Армения.
«Госдолг в первом полугодии 2025 года в драмовом выражении вырос на 4,5% процента, в долларовом выражении – на 7,9 процента… Номинально государственный долг составил 5,323 триллиона драмов, а в долларовом выражении – 13, 852 миллиарда долларов», – заявил Ованнисян в парламенте Армении. По его словам, разница в процентных показателях обусловлена различными значениями курса драма к доллару на конец 2024 года и на 30 июня 2025 года.
Ованнисян заявил, что долг вырос примерно на 1 миллиард долларов. «Это обусловлено, в частности, крупной эмиссией в марте евробондов на сумму 750 долларов» — отметил он.
НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ДА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПО ДАННЫМ ЗА ЯНВАРЬ-ИЮНЬ ЭТОГО ГОДА государственный долг достиг той суммы, которую указал министр. Однако, выступая в сентябре, мог бы он не ограничиваться данными по полугодию и представить чуть более свежие цифры. Например, величину госдолга по состоянию на конец июля. И тогда выяснилось бы, что государственный долг на 246 миллионов больше указанного министром показателя. Согласно данным статистического комитета, по положению на 31 июля текущего года государственный долг Армении составил 14 млрд 98 млн долларов. Выяснилось бы и то, что с начала года госдолг вырос не на 1 млрд долларов, а на 1 млрд 256 млн долларов. Тем не менее, министр предпочел несколько устаревшие цифры. Видимо, не хотел пугать общественность тем, что очередной психологический барьер в 14 млрд преодолен.
Но в данном случае речь не столько о величине госдолга, растущей с астрономической скоростью, сколько о том, как отражается на жизни граждан столь самозабвенное стремление правительства толкать страну в долговую яму. Казалось бы, ладно: берете долги, но хоть с этих средств что-нибудь может, так сказать, перепасть народу. Тем более, что в плане капитальных расходов это правительство особым усердием не отличается, из года в год недовыполняя план по этой статье расходов бюджета.
На днях статистический комитет опубликовал показатели, касающиеся социального положения в стране. В публикации есть много разделов, но остановимся на одном из них – количество пенсионеров и размер пенсий. Согласно отчету по положению на конец прошлого года в Армении насчитывалось более 498 тысяч пенсионеров. Средний размер пенсий составил 49 тысяч драмов. Сами по себе эти цифры мало о чем говорят. Другое дело, если провести небольшое сравнение с прежними показателями. Так вот, до того, как страну накрыл бархат и к власти пришло пашиняновское правительство, пенсионеров насчитывалось 460 тысяч человек, а средний размер пенсий составлял 40 тысяч драмов. С тех пор и пенсионеров стало больше, и пенсии выросли.
Но по части размера пенсий, как говорится, есть нюанс. И не один. Во-первых, не будем забывать, что пашиняновская команда вообще дорвалась до власти в том числе благодаря обещаниям значительно повысить пенсии. Даже один раз чуть-чуть повысили. Однако, позже правительство забыло об этом обещании.
Во-вторых, даже тот прирост пенсий, который в итоге получился, полностью «сожрала» инфляция. Судите сами, по официальным данным, за эти 7 лет средняя пенсия выросла на 22% — с 40 тысяч драмов, до 49 тысяч. Однако, рост потребительских цен за это период оказался выше – 27%. Иными словами, сегодня пенсионер за свою пенсию в 49 тысяч драмов не может купить все то, что мог купить 7 лет назад за пенсию в 40 тысяч драмов. И тут возникает резонный вопрос: почему так происходит, почему пенсионерам жить становится тяжелее? Может, у правительства нет средств для того, чтобы немного повысить пенсии?
Тут стоит обратить внимание, в том числе, на тему государственного долга. Так вот, до прихода к власти этой команды государственный долг Армении составлял 6 млрд 774 млн долларов, сегодня – 14 млрд 98 млн долларов. То есть, показатель вырос более чем в два раза. Кроме того, в 2018 году расходная часть бюджета составляла около 3 млрд долларов, в 2025-м этот показатель вырос 7,8 млрд долларов. То есть бюджет вырос в 2,6 раза. Но на фоне такого кратного роста пенсии выросли всего на 22%, да и то этот рост полностью обнулила инфляция.
Так почему же у этого правительства нет тормозов в плане наращивания долговых обязательств страны, но при этом абсолютное торможение в сфере социальной политики и, в частности, пенсионного обеспечения? Ответ прост: потому что речь идет именно об этом правительстве…