Юридическое сообщество пока не в силах преодолеть шок, вызванный арестом адвоката Александра Кочубаева. Его подвергли приводу с использованием главных атрибутов маски-шоу: сотрудники СНБ выволокли его из автомобиля, уложили на асфальт, скрутили за спиной руки, и все из-за записи на FB. Запись касалась «продавших душу дьяволу» следователей, прокуроров, судей. Адвокат пригрозил им «Божьим судом», за что получил обвинение по статье 490 (часть 2) за обнародование (публикацию) «клеветнических сведений», которые наносят вред законным правам следователей, прокуроров и судей. Кочубаева задержали, потом суд выдал санкцию на арест.
«ЗАЯВЛЕНИЯМ СК ДОВЕРЯТЬ НЕЛЬЗЯ, СЛЕДСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ОКАЗАЛИСЬ ЗА ГРАНЬЮ МОРАЛИ, они нарушили все красные линии», — заявил адвокат Ованес Худоян после просмотра видеоролика про изъятые при обысках 15 октября предметы. Речь об обысках 17 принадлежащих духовенству домов и церковных помещений. Адвокат насчитал на видеоролике предметы на сумму в 14 млн драмов, включая 1 кг серебра. По его оценке, видеоматериал о вещественных доказательствах был начисто лишен профессионализма и походил на пропаганду в духе желтой прессы.
Худоян подчеркнул очевидную ориентацию видеоматериала на формирование у населения негативной реакции. «Если подвергнуть обыску дом начальника СК, то можно найти предметы на ту же сумму, что и изъятые при обысках вещи, которые являются собственностью церкви и священников», — подчеркнул он, сославшись на заполненную начальником СК должностную декларацию. Адвокат напомнил, что аналогичного визуального эффекта следственные органы пытались достичь при обыске жилища архиепископа Баграта Галстаняна и квартир 17 членов движения «Тавуш во имя родины».
Худоян указал на недопустимость поведения сотрудников СК, куда после привода священнослужителей был запрещен доступ адвокатов. То, как адвокаты ломились в закрытые двери СК, вся страна узнала из репортажей оппозиционных телеканалов. Более 6 часов следственные органы не сообщали о местонахождении 12 священнослужителей.
Адвокат указал на отсутствие правовых механизмов защиты служителей Армянской Апостольской Святой Церкви. По его словам, это относится не только к духовенству, но и ко всем гражданам страны, ибо сегодня каждого можно подвергнуть приводу, задержанию и аресту за случайно брошенное слово, либо на основании смонтированной звукозаписи частных бесед.
Адвокат призвал следственные органы подумать о том, что за все нарушения рано или поздно придется нести ответственность по закону, а рядовым гражданам посоветовал не молчать, а бороться за свои права. Что касается событий 15 октября вокруг церковнослужителей, то Худоян призвал рассматривать их в общем контексте взаимоотношений власти и Церкви. «Корень зла — политическая воля! Выход один – смена власти!», — подчеркнул он, повторив, что «молчать нельзя»!
БОГОСЛОВ ТОВМАС АРАКЕЛЯН ПОВТОРИЛ ЭТОТ ТЕЗИС, СОСЛАВШИСЬ НА ТО, ЧТО ЕГО СОВРЕМЕННИКАМ «УНИЗИТЕЛЬНО БОЯТЬСЯ» репрессий правящего режима, ведь армянское духовенство не боялось даже во времена иноземных набегов, а также в те годы, когда ему противостояла карательная машина советской империи. «Я считаю для себя унизительным бояться сегодняшней власти, а что касается ее обвинений в том, что священники высказываются по политическим вопросам, то так было во все века: армянское духовенство всегда высказывалось по важнейшим политическим вопросам. Такое поведение вполне уместно и в наши дни, когда Армению оккупировали враждебные народу силы, в таких условиях духовенство не должно молчать!», — заявил он.
«Не смейте говорить в свое оправдание, что вы содержите семью! Когда в 2018 г. шайка дьяволов захватила власть, я был офицером, и самым трудным решением моей жизни было то, что я швырнул погоны в лицо этой власти. Я это сделал, потому что содержать семью можно только честным трудом!», — это фрагмент вышеупомянутой записи Кочубаева, который был адвокатом одного из активистов движения «Тавуш во имя Родины».
Его подзащитного пытаются осудить за то, что в подражание Пашиняну он тоже выложил в сеть видеоролик с сюжетом о приготовлении яичницы. Пашинян не простил иронии. Детали этой истории изложены в одной из предыдущих публикаций, а потому повторяться не будем. Сразу за арестом Кочубаева последовала раскрутка прослушанной беседы священнослужителей, имя следующей жертвы политических репрессий известно – это Католикос Всех Армян Гарегин Второй. Вопрос о том, молчать или бороться, пусть каждый решает сам, это личный выбор. Мы процитировали тех, кто выбрал борьбу…