Логотип

НЕНАВИСТЬ, ДУБИНКА, ШАНС ВРАГАМ…

«Я вижу активизацию сил, пытающихся ослабить взаимосвязь Армении и Арцаха», — заявил в интервью «ГА» депутат НС РА, секретарь фракции «Процветающая Армения» Арман АБОВЯН.

— 28 мая мы справляем 101-ю годовщину Первой Республики Армения. Сегодня, более века спустя после знаменательной даты основания Первой Республики, и более года спустя после «бархатной революции» в Армении, какие процессы мы наблюдаем в армянском обществе? Ведь ситуация более чем тревожная, даже, не побоюсь этого слова,  устрашающая, если учесть усугубляющуюся тенденцию к расколу?

— Я поздравляю всех соотечественников со знаменательной датой — Днем Первой Республики, историческое значение которой сегодня актуально более, чем когда-либо. Потому что события, происходившие в то время, очень четко и ясно показали, насколько важно быть едиными при всех политических разногласиях.

Кстати, если проанализировать историю, можно увидеть очевидную тенденцию: всегда самые страшные события в нашей истории происходили именно тогда, когда мы были расколоты. Сегодня зачастую приходится слышать от оппонентов, дескать, никакого раскола нет, идет естественный процесс.  Я категорически с этим не согласен по одной простой причине. Ненависть — она есть, и она усугубляется. С одной стороны, это объяснимо, принимая во внимание дореволюционную ситуацию, при которой прежние власти не просто упустили возможность диалога, а выстроили некую параллельную Армению и пребывали в ней. А люди даже не то что жили своими проблемами — они выживали.  Но что происходит сейчас?

Сейчас происходит процесс, когда на первый план выходят маргинальные силы и, вооружившись правильными, красивыми лозунгами, практически продолжают делить нас на какие-то касты, цвета и т.д. Если отбросить эмоциональный фактор, процесс, конечно, был ожидаем, но далеко не в той форме, которую мы сегодня наблюдаем. С политическим оппонентом можно, даже нужно не соглашаться, но переводить все в русло ненависти — это разрушительно. И тут дело даже не во властях или оппозиции, дело в общей тенденции, имеющей место. Я бы не основывался на социальных сетях, хотя именно происходящее в соцсетях является выпуклым проявлением процессов, наблюдаемых в реальности.

— В несколько гротескном исполнении?

— Именно. То, что еще вчера казалось абсолютно невозможным, сегодня, к сожалению, является скорее нормой, нежели исключением. Например, когда человека можно просто забить, затравить виртуально (слава богу, пока такое не происходит в реальности) только за то, что он высказал альтернативную точку зрения. Заметьте, даже не противоположную, а альтернативную. Это чрезвычайно опасный процесс.

Проводя аналогии с Первой Республикой, можно сказать, что, как и тогда, политика  стала инструментом (причем массово) вражды, а не выверенного политического курса. Это приведет, точнее, уже привело к самому страшному: ненависть рулит общественным сознанием. Самое главное, что было в армянском обществе — уважение друг к другу, может, даже порой немного показушное или чересчур елейное, — потеряно. Чтобы его восстановить, нужны совместные усилия. Знаете, есть такой термин,  «психология времени». Во времена перемен любые формы общественного восприятия действительно обостряются как в положительную, так и в отрицательную сторону. У нас, увы, пошло в отрицательную сторону. Если же принять во внимание, что в армянском общественном сегменте на усугубление внутреннего раскола активно работают азербайджанские и турецкие спецслужбы (почему бы и нет?), то это становится серьезным вызовом.

— Не провоцирует ли сама власть этот внутренний раскол? Не говоря уже об атмосфере безнаказанности. Премьер призывает блокировать суды, а через день мы уже слышим из уст его сторонников угрозы физической расправы в адрес президента Арцаха Бако Саакяна. Причем именем Конституции…

— Мы уже в своем заявлении выразили отношение к событиям в отношении судов. Все процессы, происходящие в Республике Армения, должны иметь место исключительно в рамках закона и Конституции. Что касается маргинальных заявлений и упомянутых вами угроз, то очевидно, что правоохранительные органы должны дать им адекватную оценку. В любом случае могу сказать следующее, и данная позиция неизменна, она  не зависит от политической конъюнктуры, не привязана к определенным событиям: любой человек или организация, руководствующиеся в своих тезисах разграничительными линиями, нацеленными на раскол, демонстрируют антигосударственную, антирмянскую, антинациональную позицию, которым опять же должна быть дана соответствующая оценка. У  меня вообще ощущение, что многие люди в Армении настолько привыкли к иллюзорному миру, что просто не отдают себе отчета в том, что может на самом деле произойти в любую секунду. Поверьте, на поле боя или в окопе ни азербайджанец, ни турок не будут разбираться, вы за власть или за оппозицию.

— Между тем попытки внести раскол между Арменией и Арцахом, спровоцировать взаимное неприятие, если не сказать ненависть, между «карабахцами» и «айастанцами» очевидны — не так ли?

— Я вижу активизацию тех сил, которые были и при прошлых властях  и которые пытаются ослабить взаимосвязь Армении и Арцаха. При этом вбрасываются ложные тезисы, звучат обвинения, мол, во всем виноваты те или другие. Конечно, эти тезисы работают в кругу не совсем, мягко говоря, думающих людей. Однако — да, активизация есть, и она крайне опасна. На самом деле в определенном плане это тоже естественный постреволюционный процесс. А чего мы ожидали? Что наши враги будут сидеть сложа руки и не воспользуются моментом? Да ради бога! Словом, это было вполне прогнозируемо. Неестественным процессом является реакция на провокации — вот что тревожно. Продуцируемая, подогреваемая ненависть, как и любая форма ненависти, иррациональна по своей сути. Она лишает способности думать. Я бы посоветовал всем без исключения: прежде чем делать какие-то публичные заявления, задать себе вопрос: кому это выгодно? Все сразу станет на свои места.

— То есть речь идет о внутренних разрушительных силах, управляемых извне?

— Я уверен в этом. Внешний фактор не может не присутствовать, мы ведь не одни на планете Земля. Та же миротворческая повестка в карабахском вопросе, которую с завидным упорством пытаются навязать армянскому обществу… Не просто так же все делается.

— На парламентских слушаниях по вопросу применения инструментов переходного правосудия вы призвали прочитать книгу Оруэлла «1984». Мы идем путем, описанным Оруэллом, считаете?

— Я буду бороться и делать все, чтобы этого не случилось. Еще раз подчеркну сказанное ранее: все, что делается в стране, должно осуществляться в соответствии с законодательством, Конституцией и при возможности широчайшего общественного консенсуса.  Да, судебная система, безусловно, нуждается в оздоровлении — это  факт. Но, говоря о «хирургических методах», возможно ли провести операцию дубинкой?! Нет. Ею можно просто лупить. А что мы хотим получить в итоге? Я однозначно приветствую проведение слушаний по переходному правосудию, они должны проходить еще и еще. Ибо только после достижения широкого общественного консенсуса можно прийти к такой формуле, которая поможет нам, с одной стороны, примирить общество (ведь это же декларируется как некий инструмент примирения), а с другой —  позволит избежать этакого аналога хунвейбинского управления. Строй может быть изменен улицей, но управление страны улицей невозможно. Надо в первую очередь уйти от дискурса в духе  «какая-то часть общества плохая, потому что она просто плохая». Совершил преступление — должен быть наказан, не совершил — никто не имеет право даже близко подходить. Только так должно быть и никак иначе. Другого выбора у нас нет. Либо нас не будет.

— Вы говорите об экзистенциальной проблеме, опасности потери государственности…

— Да. Если не будет общественного примирения в самом широком смысле этого слова, не будет нас. Потому что усугубление общественного раскола в стране, фактически находящейся в состоянии вялотекущей войны с одним соседом и холодной войны с другим, чревато необратимой катастрофой. Причем эти самые соседи не скрывают своих планов по уничтожению даже не армянской государственности, а по уничтожению вообще армянского элемента при молчаливом попустительстве так называемого международного сообщества. Как в такой ситуации мы можем позволить себе внутренний раскол?! Проблема в том, что мы настолько центричны, настолько зациклены на себе, что не поднимаем головы, не смотрим, что происходит вокруг. Посмотрите вокруг — и все станет ясно.