Вообще-то с субботы по понедельник я стараюсь о представителях власти не вспоминать — даю увольнительную голове. Нет, правда, есть же санитарные нормы?
Но иногда, сограждане, предать их забвению не получается. Это как с Геростратом, который в ночь на 21 июля 356 года до н.э. сжег одно из семи чудес света — храм Артемиды в Эфесе. Потом под пыткой признался, что сделал это, дабы имя его осталось в памяти потомков. В пику такому тщеславию был издан сакраментальный указ — забыть его имя. «Дети, кого мы предали забвению?» — спрашивал учитель. И все дружно отвечали: «Герострата!»
В ПРОШЛУЮ СУББОТУ ЛИШИЛ МОЮ БЕДНУЮ ГОЛОВУ УВОЛЬНИТЕЛЬНОЙ сам Пашинян, который выступил на торжественной церемонии по случаю 105-й годовщины прокуратуры Армении. Хорошо все-таки выступать в подобных условиях — полные штаны адреналина, слюной плещешь, а санитаров поблизости нет. Можно смело класть на обе лопатки правила и приличия, элементарные представления о стыде. Именины сердца!
«Самым большим ожиданием в Республике Армения была и остается справедливость, справедливость во всех сферах, начиная от социальных и заканчивая политическими. Мы осуществим мечту граждан РА иметь справедливое государство и справедливое общество», — заявил Пашинян.
Честно говоря, сначала я не поверил собственным глазам и ушам: человеческий мозг не в состоянии с первого раза вместить цинизм такого размера. Когда о справедливости начинает говорить Пашинян — тут уж никакого валидола не напасешься. Надо ослепнуть, оглохнуть и сойти с ума, чтобы поверить в его желание построить справедливое государство и общество. Но, придя в себя после неглубокого обморока, я решил все-таки разобраться в мысли фараончика о том, что «самым большим ожиданием в Республике Армения была и остается справедливость».
Если взять историю общественных катаклизмов, войн, восстаний, революций, то побудительным мотивом к ним чаще всего было стремление восстановить нарушенную справедливость, так или иначе понимаемую участниками тех событий. Восстановить справедливость сегодня мечтают и наши сограждане. Пашинян всех предал, проиграл войну, подписал позорный акт о капитуляции, сдал врагу Арцах, передает ему по частям Армению, по его вине погибли и продолжают гибнуть тысячи молодых ребят. Поэтому он должен быть отстранен от должности премьера и предан суду. Разве это не справедливое требование? Конечно, справедливое. Обрекающий на геноцид 120 тысяч наших соотечественников в Арцахе должен быть остановлен и наказан. Кто осмелится утверждать, что это не справедливо? Никто, кроме самого Никола и его своры.
«Самым важным выражением справедливости является правосудие. Наша политическая задача состоит в том, чтобы определить новый стандарт правосудия в Армении, и я считаю, что этот новый стандарт находится на пути к определению», — заявляет Пашинян.
О каком «новом стандарте правосудия» он мечтает? Армения при Пашиняне правовым государством быть перестала. Современную историю нашей страны потомки будут изучать по криминальной хронике — не от даты к дате, не от события к событию, а от одного чудовищного беззакония по отношению к политическим оппонентам, честным и принципиальным судьям к другому.
ВОТ УЖЕ ПЯТЬ ЛЕТ ПАШИНЯН ПЫТАЕТСЯ ПОДМЯТЬ ПОД СЕБЯ СУДЕБНУЮ СИСТЕМУ, чтобы получить наконец абсолютную власть. Тогда руки у него будут развязаны полностью, и можно творить все, что угодно. Все эти разговоры про реформы судебной системы, правоохранительных структур — всего лишь сказки. Главная его цель — удержать собственную власть. А для этого нужно уничтожить политических противников и изолировать мешающих ему судей.
Первым делом занимаются правоохранители, которые пашут в поте лица, истребляя оппозиционные сорняки у подножия пирамиды и возглашая хвалу фараону. Вторым — Высший судебный совет, превратившийся при Карене Андреасяне в настоящую инквизицию. И кто-нибудь не понимает, что на всем этом, на каждом шагу — отпечатки пальцев Пашиняна? Или нужно экспертиза? Будет и экспертиза, не беспокойтесь.
О каких «новых стандартах правосудия», «справедливом государстве и обществе» может идти речь, когда тюрьмы переполнены политзаключенными в лице Армена Ашотяна, Григория Хачатурова, Мамикона Асланяна и многих других? Какая справедливость при диктатуре?
Николаю Бердяеву принадлежит гениальный афоризм: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. При Пашиняне государство, наоборот, делает все, чтобы жизнь превратилась в ад. В таком государстве не может быть справедливости. А ведь еще Августин Блаженный, которого никак не заподозришь в нынешней партийной ангажированности, писал в IV веке: «Что есть государство без справедливости? Шайка разбойников». Кстати, чем кончают разбойники, даже самые могущественные, хорошо известно.
А о какой «справедливости в социальной сфере» говорит Пашинян? Сегодня совершенно непонятно, где у нас проходит новое социальное расслоение. Не между богатыми и бедными, а между бедными и совсем бедными. В Армении стремительно расширяется зона социального дна, или «гетто», откуда нет выхода. Если доходы человека граничат с прожиточным минимумом, то у него гораздо больше шансов скатиться вниз, на самое дно. Чем подняться наверх: прожиточный минимум растет, а доходы за ним не поспевают. Из нищих только в сказках получаются принцы. Совсем бедных, безнадежно бедных становится все больше. В нашем обществе все больше социального динамита. И обезвреживать его власть не в состоянии, да и не желает.
А, может, рассуждая о «справедливости в социальной сфере», Пашинян имел в виду усиленное кормление своего репрессивного аппарата? Ведь заявил же он с нескрываемой гордостью, что «зарплаты полиции, прокуратуре, судебной и следственной системе выросли почти в два раза». Это очень глубоко — и так тонко, что я теряю нить. Почему никто не объяснил этой личности, что удвоение зарплат наемному войску не имеет никакого отношения к социальной справедливости? Впрочем, «объяснять Пашиняну» — очень уж смелый оксюморон.
Справедливость не может снизойти, как Божья благодать, на общество, живущее в кривом зеркале неправды. Призывать справедливость отдельными публикациями так же бессмысленно, как читать в борделе лекции о пользе нравственности. С кривой линейкой правильный дом не построишь. Без реальной идеологии, утверждающей правду во главе общественного угла, государство справедливым не станет — хоть сто раз на дню обещай «осуществить мечту граждан РА иметь справедливое государство и справедливое общество».
То, что в действительности делает эта власть со страной и народом, — это бумеранг, который к ней рано или поздно возвратится. «Некоторые бумеранги не возвращаются, — писал Ежи Лец. — Выбирают свободу». Но большинство — возвращаются, как миленькие. Интересно, хватит у Пашиняна дистанционного зрения, чтобы оценить траекторию неизбежного бумеранга?
