Логотип

«НЕ БОЙСЯ, ИБО Я С ТОБОЮ»: ХРИСТИАНСКИЙ МИР СЕМЬ ДНЕЙ МОЛИЛСЯ АРМЯНСКИМИ МОЛИТВАМИ

В суете ненормальных будней, в водовороте ежечасных потрясений, изнемогая от давно ставшего постоянным стресса, в состоянии непреходящей тревожности за завтрашний день – свой и страны, мы зачастую не замечаем эпохальности происходящего на наших глазах. Но стоит хотя бы слегка отстраниться от поглощающей рутины – и совершенно четко прорисовывается масштабность и величие того, что делает сегодня Армянская Апостольская Святая Церковь. И не только в отношении Армении и армян – для всего христианского мира и цивилизованного человечества.

И ЭТО ОТНЮДЬ НЕ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ. ВДУМАЙТЕСЬ В ПЕРЕДАННОЕ ВЧЕРА СООБЩЕНИЕ: «В Кафедральном соборе Первопрестольного Святого Эчмиадзина 25 января под председательством Католикоса Всех армян Гарегина II была совершена Святая и Бессмертная литургия.

В завершение священной церемонии перед Святым Престолом Сошествия Кафедрального собора была совершена молитва за христианское единство, как подведение итогов ежегодной Недели молитвы за христианское единство, организованной Ватиканом и Вселенским Патриархатом с 18 по 25 января, которая в этом году была посвящена Армении.

Материалы для Недели Молитвы были подготовлены Армянской Апостольской Святой Церковью на основе духовных поэм святого Нерсеса Благодатного. На прошлой неделе весь христианский мир молился армянскими молитвами, переведенными на десятки языков. Темой Недели Молитвы за христианское единство в этом году стала «Одно Тело и один Дух», в течение которой христиане всего мира молились за армянский народ и Армянскую Церковь, а также за христианское единство и солидарность».

Неделя молитв о единстве христиан – это ежегодно проводимое с 18 по 25 января международное экуменистическое мероприятие, идея которого восходит к середине 19 века. Трудно сказать наверняка, но вряд ли случайно именно в этом году неделя была посвящена Армении и стала своеобразным выражением поддержки переживающей сложные времена одной из древнейших христианских церквей. На наших глазах ежедневно и последовательно выполняющей свою многовековую главную функцию: спасения Армении, армянской нации и армянской идентичности.

Вчера в храме Сурб Аствацацин села Далар местоблюститель главы Масиацотнской епархии иеромонах Рубен Заргарян провел литургию и произнес проповедь, которая получила широкий резонанс в соцсетях. Адвокат Рубен Меликян назвал ее лучшей из всех, которые он когда-либо слышал, написав: «Вся церковь, затаив дыхание, слушала его…».

Иеромонах сравнил текущую ситуацию вокруг епархии с оказавшейся в водовороте лодкой и подчеркнул, что духовенство и верующие стараются не поддаваться страху и уповают на Господа. «Против нас дует встречный ветер, поднимается буря — через гонения, угрозы и иные явления. Однако, как учит апостольское послание, мы не идем путем противостояния. Мы не станем отвечать злом на зло, стремимся жить верой, любовью и созидательной миссией», — сказал отец Рубен. И повторил библейское: «Не бойся, ибо я с тобою».

ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО ЭТИ СЛОВА ПРОЗВУЧАЛИ ИЗ УСТ ГЛАВЫ МАСИАЦОТНСКОЙ ЕПАРХИИ, подвергающейся сегодня неслыханным преследованиям и давлению со стороны богоотступников всех мастей. Водораздел проходит именно здесь: возвышенное – против жалкого и ничтожного, духовное – против плотского и низменного, божественное – против дьявольского и греховного. Все остальное – производное. И именно отсюда проистекает поистине историческое значение Армянской Церкви, наиболее ярко и наглядно проявляющееся в опасные и угрожающие нации и государству периоды.   

Когда еще в новейшей истории Армении – после Геноцида начала 20 века — наша церковь играла столь зримо-важную, определяющую роль для народа и нации? Когда еще сообщения о, казалось бы, обычных литургиях занимали первые строки новостных лент? Когда еще деятельность Верховного Патриарха была под столь пристальным вниманием и пользовалась такой ошеломляющей своей безоговорочностью поддержкой истинно верующих армян?

Будем честны: при всей традиционной приверженности вере и Церкви армянский народ совсем еще недавно в подавляющем большинстве своем не задумывался над глубинной сутью и значимостью для себя христианства. Не читал Библии, зная наизусть в лучшем случае только «Отче наш», не посещал регулярно литургии и службы, не знал имен священнослужителей – за исключением, конечно, Католикоса, да еще местных пастырей.

Люди мало интересовались историей Армянской церкви, ограничиваясь повторением затасканных слов о «первой в мире нации, принявшей христианство в качестве государственной религии». Да еще будучи наслышаны о незаменимой роли ААЦ в годы Геноцида и в деле спасения и сохранения армянского духовного наследия. Несколько более выраженной стала роль ААЦ в период Первой Арцахской войны – но не определяющей, ибо это был период национального единения и сплоченности, и Церковь была частью этого единства.

Посмотрите, сколько людей сегодня приходят на службы даже в самые отдаленные села. Посмотрите на их лица во время литургии и проповедей – серьезные, одухотворенные, оторванные от суетности повседневности, обращенные в вечность с надеждой и верой в то, что именно Церковь способна спасти нашу страну от окончательного краха, а армянскую нацию – от окончательной потери самой себя.

Посмотрите, каких несгибаемых духом, харизматичных и пассионарных лидеров дала наша Церковь менее чем за полгода – архиепископы Баграт Галстанян, Микаэл Аджапахян, Аршак Хачатрян, Мкртич Прошян… С каким вниманием слушают и распространяют их заявления, выступления и призывы, сколько мудрости в их речах и с каким достоинством и стойкостью они несут свой крест. Посмотрите, какой популярностью пользуются в Сети богословские беседы главы Союза молодежи Тавушской епархии Товмаса Аракеляна.

КАЖДОЕ СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ НАД УЧАСТНИКАМИ ДВИЖЕНИЯ «СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА» превращается в беспощадное обличение властной своры, манифест борьбы и непоколебимой веры в будущее Армении благодаря выступлениям Баграта Србазана. Каждое слово Микаэла Србазана разит точно в цель, настолько четкую и беспощадную оценку происходящему оно дает и насколько глубокой любовью и болью за Армению и Арцах проникнуто. А сколько достоинства и глубинного осознания своей исключительной функции и величайшей ответственности — в поведении и словах Католикоса Гарегина II…

Сама того не желая, движимая сатанинскими целями пашиняновская свора добилась прямо противоположного результата: армянская нация по-настоящему вернулась в лоно Церкви, вспомнив о непреходящих ценностях христианства и о важности сохранения и следования им. Именно об этом сегодня – каждая служба в церквах Армении и Диаспоры, каждая проповедь верного своей Церкви и своему Верховному Патриарху священнослужителя, каждый вздох и молитва истинно верующего армянина.

Выполняя свою великую миссию христианского просвещения, служения Богу и Родине, Армянская церковь встала рядом с прихожанами и фактически возглавила сегодня и борьбу политическую, ибо в отличие от оппозиционных сил сама идет к людям и учит их тому, как быть и оставаться армянами в самые тяжелые и опасные для судеб Родины времена.

И разве не в этом ее сакральное предназначение, с честью
выполненное и пронесенное сквозь века и тяжкие испытания?