Логотип

ТОЛЬКО УБЫТКИ: В АРМЕНИИ ОДНО ЗА ДРУГИМ ЗАКРЫВАЮТСЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ПЛАСТИКА

В Армении один за другим закрываются предприятия по переработке пластика. Причина в том, что они работают в убыток. В беседе с корреспондентом Panorama.am основатель и директор компании «Некополимер» Варужан Абрамеан отметил, что на данный момент его предприятие – единственное в Армении, занимающееся переработкой капрона (в основном, это бутылки из-под газированных напитков). Все остальные компании в последние годы закрылись, не выдержав на рынке.

НА ПРЕДПРИЯТИИ ПЛАСТИКОВЫЕ БУТЫЛКИ ИЗМЕЛЬЧАЮТ В МЕЛКИЕ КУСОЧКИ и упаковывают в большие мешки. Крышки от бутылок собирают отдельно, поскольку они относятся к другому типу пластика. Их перепродают на внутреннем рынке – для производства корзин для фруктов, вешалок или ведер.

«Есть другие переработчики пластика, но они не могут перерабатывать все типы. Они тоже отделяют эти виды пластика и перепродают нам. Это сложная технология, не всем под силу. Кроме того, в последние годы из-за падения курса рубля мы не получаем прибыли. В Армении было всего три таких компаний, они закрылись, осталась только моя. Мы пока держимся, несмотря на трудности», – рассказал Варужан Абрамеан.

Переработанный пластик в основном экспортируют в Россию. Сотрудничество ведется именно с этой страной, уточняет руководитель перерабатывающего предприятия.

«В России из этого типа пластика производят синтепон, который затем используют в текстильной промышленности, производстве мебели и других отраслях. Если бы в Армении мы могли производить этот синтетический материал, было бы отлично, но для этого нужны большие инвестиции. Например, цена переработанного пластика – 300 драмов за 1 кг, но если его превратить в синтепон, минимальная стоимость составит 700 драмов за кг. Такие инвестиции мне не под силу, поскольку я работаю в убыток. Если найдутся люди, желающие сотрудничать или инвестировать, мы рассмотрим такие предложения. В Армении есть компании, производящие синтепон, но их суточный объем – максимум 50-60 кг, этого ничтожно мало для получения дохода. Чтобы такой бизнес был рентабельным, нужно производить хотя бы 1-2 тонны в день, а для этого требуется серьезное оборудование. Спрос на синтепон велик как в Армении, так и за ее пределами», – отметил собеседник Panorama.am.

Компания «Некополимер» сотрудничает также с мэрией Еревана. Руководитель предприятия отмечает, что от мэрии они получают сырье, проблем с поставками сырья нет – объемы год от года растут, сырья много, и иногда они даже не успевают его принимать. Если бы бизнес был прибыльным, они бы расширили производственные линии и перерабатывали больше.

«Если и моя компания закроется, что будет с собранным пластиком? Куда его денут? Он скопится на свалках, под солнцем, нанося вред окружающей среде. Вы знаете, сжигаемый пластик еще опаснее для экологии и здоровья людей. Мы не получаем каких-либо программ поддержки или предложений по решению проблем от компетентных органов. Только слушают, и на этом все. Я приобрел этот участок в 2020 году, в сложные времена пандемии COVID-19, вложил большие средства, теперь больше не хочу инвестировать. Если бы я сдавал в аренду эти 8000 квадратных метров, то за месяц заработал бы больше, чем сейчас в результате этого тяжелого труда. Если бы дело было прибыльным, я бы с энтузиазмом вкладывал больше, расширял производство, но пока мы ничего не предпринимаем, ждем, когда закончится война в Украине и, надеемся, курс рубля вырастет», – отметил он.

Ежедневно на предприятии перерабатывают 2-3 тонны пластика. То есть столько же пластика в день не попадает на свалки. Переработанный материал складируют в большом ангаре, а затем на грузовиках отправляют в РФ. На таможне проблем не возникает, главная трудность на данный момент – низкий курс рубля. Основатель перерабатывающей компании подчеркивает, что каких-либо льгот от государства они не получают.

«Ни беспроцентных или низкопроцентных кредитов, ни субсидий, ни каких-то других льгот. Наша отрасль оставлена без внимания. Важно сортировать отходы,  увеличивать число контейнеров для сортировки, но мэрия привозит и сдает нам, переработчикам. Если и мы закроемся, что они будут делать? В Армении нет другой компании, которая перерабатывает этот пластик. То есть нужно думать и о переработчиках», – заключил он.

Panorama.am