Андрей АРЕШЕВ, политолог:
С кредитом доверия
— 2016 год был богат на события в Кавказском регионе, и далеко не все они были радостными — вспомним хотя бы драматические события апрельской войны в Нагорном Карабахе или июльское противостояние в Ереване, связанное с захватом вооруженной группой «Сасна црер» полка патрульно-постовой службы.
БОЛЕЕ ЧЕМ ВЕРОЯТНАЯ ЭСКАЛАЦИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ ВОКРУГ АРЦАХА, фактический коллапс переговорного процесса, продолжающееся вооруженное противостояние в Сирии, общая региональная и глобальная нестабильность — все это весьма негативно сказывается на ситуации в регионе.
Мне неоднократно доводилось писать и говорить об острой необходимости в Армении позитивных перемен. С деятельностью нового правительства Республики Армения связан серьезный общественный кредит доверия, который важно не растерять — иначе парламентские выборы, которые должны состояться в апреле 2017 года, вызовут, мягко говоря, противоречивую реакцию в обществе. Переход на новую конституционную модель, реформирование законодательства — все это, конечно, важно, но не меньшее значение, на мой взгляд, имеет решение проблемы зависимости страны от внешних займов, постепенное освобождение от долговой зависимости, открытие новых производств, оздоровление морально-психологической атмосферы в обществе и как следствие — сокращение темпов миграционного оттока населения.
Это та работа, которую за власти суверенного независимого государства не выполнит никто. О том же, что происходит в случае отрыва от реальности, в полной мере свидетельствует пример некоторых де-факто несостоявшихся стран бывшего Советского Союза, которые, казалось бы, имели для поступательного развития все необходимое. Не имели только одного: внятной государственной идеологии, которую попытались подменить агрессивным национализмом, попытками перевалить вину за собственные просчеты и неадекватность на «внешнего врага». Плачевные последствия такого, с позволения сказать, «опыта» государственного строительства с плавным переходом под внешнее управление — у всех на виду. И следование по этой скользкой дорожке, чреватое ростом радикальных настроений в обществе, которыми всегда велик соблазн манипулирования, ни к чему хорошему не приведет.
КАК ИЗВЕСТНО, В МИНУВШЕМ НОЯБРЕ МИНИСТРОМ ОБОРОНЫ ВИГЕНОМ САРКИСЯНОМ на рассмотрение общества была предложена идеология нация — армия, предполагающая демократизацию вооруженных сил наряду с их более тесной интеграцией с другими государственными учреждениями. С учетом принципиально деидеологизированного характера деятельности многих государственных (и в частности партийных) структур это более чем примечательно. Вне всякого сомнения, более глубокое понимание роли армии как надежного защитника и гаранта национальной государственности (в том числе с точки зрения экономического развития) более чем востребовано не только для Армении, но и для многих других стран постсоветского пространства, не исключая и Российскую Федерацию.
Минувший год был отмечен укреплением армяно-российского сотрудничества по ключевым направлениям — военно-политическому, экономическому, гуманитарному. Здесь и объединенная система противовоздушной обороны, и совместная боевая подготовка, и создание новых предприятий, и, наконец, соглашение об Объединенной группировке войск. Преемственность политики Республики Армения в отношениях с Россией не только сохранится, но и углубится. Вместе с тем проблемы и вызовы, актуальные для двустороннего диалога Москвы и Еревана, в 2017 году никуда не исчезнут, и на них необходимо будет должным образом реагировать. Происходящее в Армении, вокруг нее и на Кавказе в целом по-прежнему будет привлекать внимание в том числе со стороны региональных и внешних игроков, что бы ни заявлял избранный президент США об отсутствии намерений вмешиваться во внутренние дела суверенных государств.
В целом 2017 год также будет весьма насыщенным на события, и остается только надеяться на то, чтобы они имели, насколько это возможно, позитивный характер.
