Как медь, золото и молибден могут укрепить позиции Армении на международной арене
Сколько бы нам ни говорили о мире, реальность остается непростой: Армения по-прежнему сталкивается с внешними угрозами и неопределенностью. И в этой ситуации все яснее становится: чтобы выстоять, нужно опираться не только на дипломатию и оборону, но и на экономику. Причем в роли одного из главных инструментов может оказаться горнодобывающая отрасль. Та самая, которую многие у нас, особенно, так называемые экологи, привыкли воспринимать в негативном окрасе — как спорную или даже вредную. Но именно она сегодня может сыграть довольно весомую роль в укреплении позиций Армении и ее влияния на международной арене.
О ТОМ, КАК МЕДЬ, МОЛИБДЕН И ЗОЛОТО МОГУТ СТАТЬ ЩИТОМ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА, о вызовах и перспективах отрасли, а также о концепции «Добыча ради безопасности» (Mining for Security) мы поговорили с Артемом ГЕГАМЯНОМ, председателем Международной горнодобывающей палаты Армении (ICMA). Палата была создана совсем недавно — в 2023 году как результат сотрудничества армянских и канадских экспертов. Несмотря на сравнительную молодость, она уже формирует новые подходы к развитию горнодобывающего сектора, активно участвуя в обсуждении ключевых направлений развития отрасли.
«Мы привыкли говорить о горнодобыче как о сфере, где важны налоги, экспорт и рабочие места. Но если посмотреть шире, становится понятно: в нашем случае это еще и вопрос национальной безопасности», — отметил эксперт в начале нашей беседы.
По его словам, вместе с канадскими партнерами в ICMA проанализировали опыт других стран (особенно небольших, но богатых полезными ископаемыми) и пришли к выводу, что грамотно управляемые ресурсы могут служить не только экономическому росту, но и укреплению позиций государства на международной арене.
«Именно это и ставит своей целью инициатива «Добыча ради безопасности» (Mining for Security), продвигаемая нашей Палатой. В ряде стран этот подход уже работает. Он особенно актуален для небольших государств, таких как Армения, которым нужно использовать все, что может помочь укрепить свои позиции и стать более уверенными в завтрашнем дне», — объясняет А. Гегамян.
Ресурсный потенциал страны, продолжил он, позволяет ставить амбициозные цели. При сравнительно небольшой территории Армения обладает значительными запасами металлов — медь, молибден, золото, цинк, рений, плюс редкоземельные элементы.
«Мы считаем, что государственное управление ресурсами должно выходить за рамки классического подхода. Цель — не просто пополнять бюджет, а создать систему, в которой недра работают на безопасность страны», — говорит глава ICMA.
Геология без инвестиций
Наш собеседник уверен: если разумно использовать природные запасы, то Армения сможет не только привлечь крупные международные компании, но и стать частью глобальных производственных и технологических цепочек. А это значит — иметь больше влияния, больше партнеров и сильные позиции в международных переговорах.
ОтвеЧаЯ на вопрос о том, как этого можно добитьсЯ, А. ГегамЯн выделил как минимум три ключевых направления. Речь прежде всего о стимулировании ответственной горной добычи. Это означает, что проекты в этой сфере должны соответствовать лучшим международным практикам — быть открытыми, прозрачными и учитывать мнение местных общин.
Среди направлений также внедрение современных экологических и социальных стандартов (так называемых ESG, или Environmental and Social Standards). «Сегодня в мире есть четкие нормы, по которым компании должны работать. Они должны учитывать как экологические последствия своей деятельности, так и интересы людей, живущих рядом с месторождениями. Это касается качества воздуха, воды, охраны природы, компенсаций и диалога с населением. Мы хотим, чтобы такие подходы стали нормой и у нас», — уточнил А. Гегамян.
И наконец, — улучшение инвестиционного климата. По словам нашего собеседника, одна из ключевых проблем горнодобывающей отрасли Армении заключается в отсутствии новых разведанных и эксплуатируемых месторождений. Уже на протяжении многих лет в стране не было выявлено ни одного нового крупного объекта для разработки. И это — серьезный сигнал для экономики, где недропользование играет значимую роль.
«Причина кроется в том, что комплексные геологоразведочные работы в стране практически не проводятся. Основная база данных о недрах Армении до сих пор опирается на исследования советского периода (она была создана еще в рамках Госкомитета по запасам СССР). Эти данные по-прежнему являются основой для любых дополнительных разведок, позволяющих уточнить объемы и характеристики имеющихся запасов. Но даже наличие этой базы не решает главную проблему — отсутствия инвестиций в ранние стадии геологоразведки. Впрочем, касается это не только Армении. Во всем мире именно первичные разведочные этапы считаются наиболее рискованными. Из сотен проектов, начатых на этой стадии, лишь единицы доходят до стадии реального производства и превращаются в бизнес. В Армении же инвестиции в такие проекты крайне ограничены», — детально изложил суть дела председатель ICMA.
Добавляет трудностей и бюрократическая система. Получение разрешительной документации и лицензий остается болезненной темой для предпринимателей. Процесс зачастую затягивается, а применяемые государственные стандарты — устарели и не соответствуют международной практике. Подобный расклад создает барьеры не только для иностранных инвесторов, но и для местных компаний, которые могли бы инициировать разведку и разработку новых месторождений.
Государство – не бизнес-партнер или модель без конфликта
Еще одна немаловажная проблема, на которую обращает внимание наш собеседник, связана с участием государства в горнодобывающих компаниях. Такая структура управления, ставшая популярной в Армении в последние годы, вызывает все больше вопросов. На первый взгляд, стремление контролировать собственные ресурсы кажется логичным и даже необходимым шагом, особенно для небольшой страны с геополитическими и экономическими рисками. Вопрос в том, что когда государство одновременно выступает регулятором и коммерческим игроком, возникает очевидный конфликт интересов.
«НАЛИЧИЕ ДОЛИ ГОСУДАРСТВА В КРУПНЫХ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРОЕКТАХ РАЗМЫВАЕТ ГРАНИЦУ между функциями регулятора и коммерческого игрока, что вызывает обоснованные опасения в отношении конфликта интересов», — указывает эксперт.
И действительно, с одной стороны, оно разрабатывает законы, регулирует отрасль и определяет налоговую политику. С другой — становится совладельцем горнодобывающих компаний, а значит, заинтересованной стороной в бизнесе. Не нужно быть гением, чтобы понять: такая структура нарушает принципы прозрачности и объективности, порождая опасения как среди инвесторов, так и среди гражданского общества.
Да, во многих странах сегодня усиливается тренд так называемого ресурсного национализма (resource nationalism), когда государство усиливает контроль над природными ресурсами, стараясь извлечь из них максимальную выгоду. В случае с небольшими странами, такими как Армения, такой подход может быть оправдан: ресурсы — это стратегический актив, особенно в условиях нестабильности и ограниченного экономического пространства.
Тем не менее, как считает глава ICMA, подход к участию государства в управлении ресурсами требует продуманной архитектуры. И Армении следует отказаться от прямого участия правительства в управлении горнодобывающими компаниями.
«Наше предложение состоит в следующем: государство не должно напрямую участвовать в управлении и выступать как один из акционеров в горнодобывающих компаниях. Это создает очевидный конфликт интересов, когда государство, с одной стороны, формирует законодательство и регулирует отрасль, а с другой — становится участником бизнеса. Вместо этого мы предлагаем, чтобы правительство Армении создало Суверенный фонд, аналог тех, что действуют, например, в Катаре, Саудовской Аравии или Монголии. Это был бы государственный инвестиционный фонд, куда направлялись бы дивиденды от участия в горнодобывающем секторе», — объясняет эксперт.
По его словам, фонд должен быть учрежден государством, но при этом управляться независимо — на профессиональной основе. «Фонд должен управляться профессионалами и иметь независимый совет. Мы считаем, что возглавлять его должен либо президент, либо премьер-министр Армении, но при этом необходимо обеспечить прозрачность и стратегический подход», — добавляет он.
Дивиденды, которые государство получает от участия в горнодобывающих компаниях, должны поступать в фонд, а не напрямую в бюджет. Важно, чтобы эти средства не растворялись в текущих расходах, а работали на будущее.
«Доходы фонда должны направляться на ключевые направления — образование, здравоохранение, инфраструктуру и т.д. Иными словами, это станет своего рода государственным инвестиционным механизмом, который аккумулирует доходы от участия в ресурсных проектах и перераспределяет их на приоритетные направления в долгосрочной перспективе. То есть речь идет об инвестициях в устойчивое развитие, а не просто текущих тратах», — резюмировал председатель Международной горнодобывающей палаты Армении.