Логотип

ОТ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ИМПОРТА К ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОМУ ЭКСПОРТУ

Очередное «авось» от главы Минэкономики вызвало шквал критики коллег

Недавно правительство Армении утвердило Стратегическую программу стимулирования экспорта и обеспечивающую ее исполнение программу действий на 2025-2030 годы за авторством Министерства экономики Армении при технической поддержке впавшего в США при президенте Трампе в немилость USAID, а также Евросоюза и EBRD. Что называется, спохватились, хотя время даже для этого выбрали самое неподходящее…

 ПРИНИМАТЬ ТАКУЮ ПРОГРАММУ ОБЩЕЙ СТОИМОСТЬЮ В 98,7 млрд ДРАМОВ (БОЛЕЕ $250 млн) в период разгорающихся торговый войн, когда прежние правила мировой торговли уходят в небытие, а новые пока не укоренились, согласитесь, не самое, мягко говоря, оптимальное решение. Тут логика правительства Пашиняна совсем другая: его программой на 2021-2026 годы предусмотрена «разработка и реализация стратегии экспорта и прилагаемой к ней дорожной карты», однако по прошествии 4-х лет и всего за год до окончания «срока годности» действующего правительства, как констатируют в Министерстве экономики, «отсутствует ориентирующая стратегия государственной политики в сфере поощрения экспорта».

 Вот и взялись наконец за дело, хотя, повторимся, момент для этого сегодня крайне неудачный. А раньше вообще было не до стратегии, и власти предпочитали без каких-либо стратегий и тактик бездумно почивать на «транзитном экспорте», то есть реэкспорте российских золотых слитков, окно возможностей которого на сегодня с треском захлопнулось, а экспорт из Армении за 1-е полугодие т.г. упал более чем на половину. Ровно в этот момент и появляется стратегия, где, в частности, говорится об основанном на экспорте (а не на строительстве и финансовых услугах, как все прошедшие годы) экономическом росте, поставках на внешний рынок товаров с высокой добавленной стоимостью и меньшими издержками и т.д. Все это азбучные истины, но время-то упущено.

 Как бы то ни было, стратегия принята, и в ведомстве министра Геворга Папояна, совсем, надо сказать, не блещущего точными прогнозами, ожидают, что до 2030 года местный экспорт увеличится в 1,7 раза, достигнув $16,9 млрд, при среднегодовом росте в 9,3%. Надо отметить, что речь идет об экспорте не только товаров, но и услуг, так что из названного показателя на первые придется лишь $6,6 млрд (со среднегодовым ростом в 7,8%), а на услуги — $10,3 млрд (со среднегодовым ростом в 10,4%).

 Таким образом, акцент в стратегии опять же ставится на услугах. Что же касается товаров на экспорт, то количество ориентированных на экспорт организаций предусмотрено увеличить с 272-х в 2023 году до 440 в 2030 году. К дедлайну число поставляющих на приоритетные рынки новые товары, согласно расчетам Минэкономики, возрастет до 50. В тот же период рост ориентированных на экспорт отраслей составит 10% вместо 3,4% в 2023 году. В ведомстве Геворга Папояна сильно надеются, что реализация стратегии в большой степени будет способствовать достижению других основных целей-«мишеней» правительственной программы на 2021-2026 годы, а именно среднегодовому приросту реального ВВП не меньше 7% и сокращению уровня безработицы ниже 10%. Заметим, что оба этих показателя в плане реализуемости вызывают большие сомнения.

 НАДО СКАЗАТЬ, МИНИСТР ЭКОНОМИКИ ПРЕДСТАВИЛ НА ОБСУЖДЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВЕСЬМА НЕБРЕЖНО, с множеством неточностей и упущений, разработанный проект экспортной стратегии, что вызвало шквал критики, замечаний и предложений других министерств и ведомств. Так, в Центральном банке считают, что документ имеет общий характер, и непонятно, на решение каких конкретно проблем он направлен. Если это логистические сложности, то следует полностью сосредоточиться именно на их решении, а если это проблемы с качеством и несоответствием стандартам экспортируемой из Армении продукции, то необходимо представить пути их преодоления. Более того, в ЦБ РА заметили, что представленные со стороны Минэкономики фактические объемы экспорта за 2023 год не соответствуют официальной статистике ($8,64 млрд), что только после этого было исправлено.

 В свою очередь, МИД РА обратил внимание на слабую согласованность различных глав документа. В частности, в предисловии сказано, что она созвучна инициативе «Перекресток мира», но собственно в документе никакой связи между ними нет. По-видимому, министр Папоян по своей «придворной» привычке к месту и не к месту упоминать о мертворожденной пашиняновской инициативе занес ее и в экспортную стратегию, но не потрудился «расшифровать» ее связь с документом. Более того, внешнеполитическое ведомство выразило сомнение в точности профессионального анализа Минэкономики, поскольку последнее изучило опыт поощрения экспорта со стороны таких «сопоставимых по уровню развития с Арменией стран, как Словения, Коста-Рика и Малайзия». В МИД-е же пояснили, что указанные страны как раз не сопоставимы с Арменией ни в плане ВВП и бюджета, ни в плане уровня развития или географического положения. Так, все три страны имеют выход к морю, а Армения мало того, что относится к странам, не имеющим выхода к морю, так еще и две границы которой заблокированы. Кроме того, Словения и вовсе считается развитой страной.

 Несколько ведомств выразили сомнения в обоснованности в контексте эффективного использования ресурсов предлагаемого со стороны министра экономики создания целого ряда новых структур – экспортного совета, агентства по экспорту, совещательной экспортной группы и даже нового вуза в лице Армянской торговой академии. Слава богу, хотя бы это замечание было частично услышано в правительстве, так что никакой академии создано не будет, а некоторые функции предлагаемых Минэкономики очередных правительственных новообразований будут переданы уже существующим структурам типа «Центра поддержки инвестиций».

 В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ МИНФИН, КАК И СЛЕДОВАЛО ОЖИДАТЬ, ВЫСТУПИЛ КАТЕГОРИЧЕСКИ ПРОТИВ новых налоговых стимулов в целях поощрения экспорта – в частности, против предложения Минэкономики разработать систему сертификации «Оператор промышленной зоны», которая предполагает сроком на 5 лет нулевой налог на прибыль и 10%-ную ставку подоходного налога. Это, помимо дополнительного обременения госбюджета, как известно, противоречит политике правительства Пашиняна, которая, напротив, направлена на всемерное расширение налоговой базы и исключение налоговых льгот, так как при них потери госбюджета зачастую превосходят выгоды реальных налоговых бенефициаров.

 Более того, предусмотренные стратегией 73 мероприятия, на взгляд Минфина, «таким количеством содержат для государства непредусмотренные и бесконечно растущие условные обязательства, что представляет собой неуправляемый фискальный риск». Кроме того, Минфину показалось странным намерение Минэкономики передать 31 мероприятие на аутсорсинг, хотя они в основном являются уставными функциями самого этого ведомства. «В структуре министерства имеется ряд подразделений (управления агропереработки, развития инфраструктуры качества, экономического сотрудничества с Евросоюзом, торговли и интеграции, легкой промышленности, промышленной политики и предпринимательства, стратегических сфер), которые ответственны за развитие экономики и ее обособленных отраслей, в том числе стимулирование экспорта, как и исследование и анализ потенциальных рынков экспорта», — сказано в замечании Минфина.

 Не будем больше утомлять читателей критикой новой экспортной стратегии, родившейся в недрах Минэкономики, но, поверьте, таких замечаний в отношении документа предостаточно. Ведомство Геворга Папояна просто лишний раз доказало, что является непревзойденным лидером по части генерации безнадежных госпрограмм, которые при колоссальных затратах дают ничтожный эффект.