Начало сентября, сограждане, дало кучу поводов для восторга перед умом, честью и совестью представителей этой власти. Оппозиционеры тоже старались, но отставали. Не те возможности!
А ВЛАСТЬ ЕЩЕ РАЗ УБЕДИТЕЛЬНО ДОКАЗАЛА, ЧТО ШИЗОФРЕНИЯ ПРИ ПАШИНЯНЕ — ОСНОВА ОСНОВ НАШЕГО БЫТИЯ. Слова и дела у этих личностей не просто расходятся, они друг другу противоречат: государственные интересы давно сведены к личным, законы приспособлены для беззаконий. Все это порой вызывает подозрение в том, что они запуганы, продались, сошли с ума, а скорее всего — все вместе.
Совершат какую-нибудь глупость и чешут перед зеркалом в затылке, что ж это мы наделали. И отражение чешет. Совсем вроде бы такое же. А все-таки немножко другое. Они-то чешут правой рукой, а отражение — левой. Закон физики.
Но остановиться все равно не могут. Что вовсе не удивительно. Многие из самых низших одноклеточных существ, например, жгутиковые, не способны отдавать своему двигательному аппарату команду full stop (полная остановка), а могут лишь «выбирать» между замедленным движением и «полный вперед».
Впрочем, анализировать и оценивать действия представителей пашиняновской власти без конкретных примеров — это означает мелко плавать. Попробуем нырнуть поглубже и начнем с саммита ШОС в Китае, то есть с внешней политики. Хотя есть ли она вообще сегодня?
На днях нам в руки попала весьма интересная запись разговора министра иностранных дел Арарата Мирзояна с лечащим врачом.
— Доктор, в последнее время меня сильно, просто маниакально беспокоит состояние отечественной внешней политики!
Доктор:
— Ну что вы, батенька. Нет никакой отечественной внешней политики, не существует ее просто, это все миф, выдумки, бред. Вы, наверное, водочкой балуетесь?
И с мудрым доктором невозможно не согласиться. О какой внешней политике может идти речь, если главы МИД Армении и Пакистана на полях саммита ШОС 31 августа подписывают документ об установлении дипотношений, а спустя сутки, 1 сентября, Пакистан блокирует заявку Армении на вступление в ШОС! Было ли это ответом Пакистана на аналогичный шаг Индии в отношении Азербайджана — уже не так и важно. Во всяком случае для нас. Зачем нужно было так спешить с установлением дипотношений с ближайшим союзником Азербайджана и откровенно враждебно настроенной к нам страной? Надеялись таким образом предотвратить блокировку Пакистаном заявки Армении? И чего вы добились? Как говорил датский принц Гамлет Полонию: «Ты видишь: суетливость не к добру».
О КАКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ МОЖНО ГОВОРИТЬ, ЕСЛИ ПАШИНЯН ВЫПОЛНЯЕТ АБСОЛЮТНО все требования противной стороны, подписывает в Вашингтоне какие-то соглашения, со счастливой улыбкой беседует в Китае с Эрдоганом и Алиевым, а последний в своем выступлении на саммите ШОС нагло заявляет, что «Зангезурский коридор» станет важнейшим сегментом Среднего коридора?
Мы не знаем, осознает или нет Пашинян, каков жанр выступления лидера Азербайджана, но вообще-то оно соответствует всем признакам ультиматума. Так говорят недружественной державе, предписывая ей либо немедля исполнить некоторые требования — либо мы сами эти требования реализуем теми средствами, которые сочтем нужными.
И это вы называете миром? Прав был один из величайших стратегов в мировой истории Карл Клаузевиц, который еще в XIX веке выдал чеканную формулу: «Цель войны мир, наиболее комфортный для победителя». А еще есть «железное» дипломатическое правило, согласно которому, если у тебя попросили зимой снегу, то, хотя бы все окрест было заметено метровыми сугробами, надо ломить за испрашиваемый снег непомерную цену. Нужно — пускай платит.
А вообще-то, когда речь заходит об ответственных за отечественную внешнюю политику, вспоминается история о встрече великого герцога Тосканского, который был замечательно мудрым и просвещенным государем, и венецианского посла, проезжавшего через Флоренцию по пути в Рим. Герцог пожаловался послу, что Венецианская республика направила к нему в качестве переговорщика человека, лишенного здравомыслия. «Меня это не удивляет, — ответил ему посол. — У нас в Венеции глупцов много». «У нас во Флоренции тоже есть глупцы, — возразил ему великий герцог, — но мы не посылаем их вести переговоры».
НУ, ДА ЛАДНО. ШЛА В ЭТИ ДНИ У НАС И КОЕ-КАКАЯ ЖИЗНЬ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ. То есть какая там жизнь… Так, сплошные муляжи. Но во всех смыслах — показательные. Так, заметно стали активизировать свою речевую деятельность мыслители из «Гражданского договора». Тут вообще со всех сторон сплошное пиршество ума. Ну и депутат Нарек Григорян, конечно, не остался в стороне от этого праздника интеллекта, заявив: «Парафировано мирное соглашение, и войны не будет. Это была политическая кончина оппозиции, поскольку все их тезисы не оправдались. Сейчас им просто нечего сказать. Общественность нам доверяет и является сторонником мира».
Ну, насчет кончины политических оппонентов — будь то власть или оппозиция — мы слышим постоянно, однако похорон и в том случае, и в другом почему-то не видать. Помните «Берегись автомобиля»? Замечательный фильм. Там Смоктуновский и Ефремов играют в любительском спектакле Гамлета и Лаэрта — фехтуют, убивают друг друга, падают, красиво умирают и — пока публика аплодирует, кричит «браво», утирает слезы — мы видим, как герои подмигивают друг другу: мол, отлично сыграли, красиво умерли. Примерно то же самое происходит у нас.
Что же касается того, что войны не будет и общественность власти, якобы, доверяет, то само желание Нарека Григоряна отметиться с оптимистически — верноподданным заявлением понятно и похвально, однако подобные заявления звучат лучше, когда содержат в себе хоть немного смысла. Как описанная депутатом ГД неземная красота выглядит на местности, наши сограждане отлично знают и без меня. Не будем путать этого Нарека фактами. Вакуум, я вам скажу, — страшная сила, особенно когда он в голове.
Выступил с внутриполитическим прогнозом и бывший депутат от ГД Овик Агазарян. Там тоже не обошлось без психиатрии, ибо он заявил: «Если завтра состоятся выборы, Пашиняна снова изберут».
То есть люди снова поверят сказкам Пашиняна? Сильно сомневаемся. Ведь если и перед мордой буриданова осла постоянно держать охапку сена на расстоянии запаха, то наступит в итоге момент, когда и осел остановится, как вкопанный, будучи уже не в состоянии открывать и открывать в себе способность увлекаться столь эфемерной целью. А что говорить о неоднократно обманутых гражданах?
А вообще-то говорить о возможных результатах выборов, думаем, пока рано. Политическая карта Армении сегодня напоминает те страницы из первого тома детской энциклопедии, где продемонстрированы изменения конфигурации континентов во времени. Разные периоды истории нашей планеты там характеризуются разным расположением тех кусков суши, которые потом стали пятью континентами в их нынешнем виде. Внешний рисунок политических блоков тоже постоянно меняется, и предвыборные партийные континенты еще не обрели окончательную форму.
Не говорим уже о концепции Льва Гумилева, который ввел в мировой оборот выражение «пассионарный взрыв», одним из признаков которого является внезапное появление выдающихся общественных и политических деятелей в среде доселе неприметного этноса.