В политологии считается аксиомой, что партии парламентской оппозиции обязаны выполнять так называемую пограничную функцию, которая очень важна для жизнеспособности демократий.
Именно периферия парламентско-политической системы должна служить той мембраной, которая отделяет радикальные, но социально приемлемые силы (люди, идеи) от внесистемных (находящихся за рамками общедемократического консенсуса). Соответственно, она не только ставит барьеры, но и втягивает, интегрирует в себя все живое и здоровое из околопарламентской среды.
НАША ПАРЛАМЕНТСКАЯ оппозиция в лице «Процветающей Армении» и «Светлой Армении» начисто отказалась выполнять эту функцию. Главной задачей партий является создание монополии на протестную ренту (сумму протестных голосов, автоматически создаваемых властью, а не самой оппозицией). Повторяем, отечественная парламентская оппозиция не представляет альтернативу и не борется за власть, а всего лишь собирает создаваемую самой властью протестную ренту.
Поэтому постоянные войны между «Процветающей Арменией» и «Светлой Арменией», свидетелями которых мы становимся, неизбежны. Между ними идет холодная война. Как в свое время развивалась холодная война? Окончание одной войны практически сразу влечет за собой вызревание новой, примерно по тем же правилам. Иногда и вовсе мир, заключенный державами, оказывается не более чем двадцатилетним перемирием при в целом той же конфигурации союзников и противников. Такая же картина наблюдается и с нашей парламентской оппозицией.
Оппозицией ли? Да, лидер «Светлой Армении» Эдмон Марукян может произносить с парламентской трибуны страстные речи о недопустимости суперпремьерской системы, выступать против сокращения министерств, требовать открытости расходов правительства и т.д. Те же речи и не с меньшей страстью могут произносить и представители «Процветающей Армении» Наира Зограбян, Микаел Меликян, Геворк Петросян и другие. То есть эти партии сделали упражнения в популизме своим главным оружием.
Но как только дела принимают серьезный оборот, и «Процветающая Армения», и «Светлая Армения» сразу дают задний ход и оказываются рядом с властью. Самый свежий пример — их отношение к активизации сторонников второго президента РА Роберта Кочаряна. Депутат Геворк Петросян даже договорился до того, что «Процветающая Армения» никогда (!) не сотрудничала с Робертом Кочаряном». Да… Хорошо еще, что в этой партии собрались исключительно люди высокоморальные и кристально честные, а то ведь всякое подумать можно.
НУЖНО ПРИЗНАТЬ, что «Процветающая Армения» и «Светлая Армения» оказались сегодня в не простой ситуации. С одной стороны, неустойчивое положение склоняет руководство этих партий играть по принципу «каждый за себя, один Бог за всех» и искать сепаратных компромиссов с властью.
С другой стороны, вдруг наступающее предвкушение победы (Пашинян так не сможет долго продержаться) вызывает не менее сильное желание загодя застолбить за собой победные трофеи. Срабатывает известный по нашим зимним дорогам эффект: скопившаяся в ходе дневного таяния вода, попадая в трещины асфальта, ночью замерзает и рвет дорожное полотно, затем снова тает, снова замерзает, пока не превращает трещину в противотанковый ров.
Чтобы выйти из этой ситуации с наименьшими потерями, и «Процветающая Армения», и «Светлая Армения» всячески стараются позицировать себя в центре политического поля. Выгода подобной тактики, именуемой также «тактикой дозируемой напряженности», очевидна. С одной стороны, «политические экстремисты» в лице премьера и его «Гражданского договора», с другой стороны — «политические экстремисты» в лице Республиканской партии и сторонников Роберта Кочаряна, а в центре, как ему и положено, центрист («Процветающая Армения» или «Светлая Армения»), дарующий измученному обществу единство и согласие.
Политический ноль делается значимой величиной. Если же «пламени и дыма» в действиях «экстремистов» недостаточно, а стать величиной все равно хочется, то можно немного огонька и подпустить, но, конечно, так, чтобы не перестараться.
А ВООБЩЕ наблюдение со стороны за взаимоотношениями трех парламентских партий — занятие в высшей степени увлекательное. В каждый отдельно взятый момент одна из двух оппозиционных парламентских партий непременно протягивает руку дружбы «Гражданскому договору». ГД в задумчивости начинает эту руку рассматривать и, не обнаружив в ней ни единого камушка, ни даже песчинки, покрывается краской стыда от своей брутальной неуступчивости.
Именно в этот момент (пока ГД увлечен рассматриванием и раздумьями), вторая оппозиционная партия выступает с резкой критикой какой-либо инициативы властей или совершает иную гадость. И тут же протягивает руку дружбы ГД. Тот опять начинает рассматривать и думать.
Тогда гадость делается со стороны той, первой оппозиционной партии. После чего вновь появляется рука дружбы. И так шаг за шагом, точнее, рука за рукой, еще точнее, гадость за рукой, рука за гадостью. Но, заметьте, никогда сразу вдвоем и одновременно.
Несложная, казалось бы, игра, а как эффективна! Плохо то, что подобное количество фигур высшего пилотажа, продемонстрированное в столь сжатые сроки, судя по всему, оказало существенное влияние на психическое состояние некоторых слуг народа.
Когда-то Михаил Жванецкий написал замечательную фразу: «То, что мы называем сметаной, сметаной не является». Этот вывод, увы, относится к слишком многим областям нашей жизни, в том числе и к политике. То, что мы называем «парламентской оппозицией», парламентской оппозицией не является.
