Логотип

ПАШИНЯН И НОВЫЙ ГОД

Ну что ж, сограждане, вот и подошел к концу очередной нелегкий год, начались суматошные предпраздничные дни – время пиршеств, каникул и распродаж. Правда, про повод многие забывают. Помнят, что день рождения, а чей – не уточняется. Да и какая разница: лишь бы праздник.

Но забывать нельзя. Раз в год, раз в одно мгновение, сердце человека вдруг сожмется двенадцать раз, запоют в голове соловьи, ужаснется печень и вечная полночь войдет в «реальную Армению». Не знаю, по волшебству ли, или по злому умыслу, но все, что живет на земле в этот момент, все, что движется по ней, стоит, лежит или просто валяется без толку, все это вдруг расстается тогда со своим прошлым. Все это вдруг как-то странно вздрагивает, хмелеет, соединяется, рассыпается на миллионы хрустальных звоночков, блюет, краснеет, сходится снова, кружится и теряет прежний смысл. Обалдевшее, помятое, беспамятное, все оно подходит к границе, где больше нет настоящего, а одно только будущее. Граница, за которой начинается Новый год.

НО ДАЖЕ В ЭТИ ПРЕДНОВОГОДНИЕ ДНИ ПАШИНЯН НЕ РАССЛАБЛЯЕТСЯ И ПРОДОЛЖАЕТ УПОРНО ИСПОЛНЯТЬ свою ежедневную обязанность – развлекать гордых граждан нестандартными заявлениями. Правда, постоянное выдумывание новых сюжетов выматывает все силы и очень раздражает премьера. «Ладно, — думает он со злостью, — ну сколько же ждать развлечений от одного меня? Люди взрослые – могли бы, кажется, и сами развлечься».

Можно здесь, конечно, вспомнить о китайском правителе: «Сын неба взошел на престол и немедленно удалился в дворцовый павильон, где повернулся к стене и все свое царствование провел, вознося молитвы богам. И страна процветала». Но это не наш случай. Не дождемся.

Ведь Пашинян является путеводным маяком для Армении, но при этом не маяком, регулярно освещающим ей путь к светлому будущему, а, скорее, пульсирующей звездой. То вдруг он засияет ярче тысяч солнц, то работает в режиме дешевой елочной гирлянды, произведенной в Китае.

Но мы, например, не советуем Пашиняну проводить в конце декабря психотерапевтические мероприятия в виде оглашения судьбоносных заявлений и т.д. Дело в том, что вожди в это время могут возгласить Hannibal ad portas!, могут заявить «Нам не страшен серый волк» — разница будет крайне малой. Ибо любое заявление будет нивелировано последующей двухнедельной новогодней попойкой. А помнится, как учил Штирлиц, последняя фраза, то есть «Налей, налей бокалы полней!».

Лучше воздержаться и в первой половине января. В этой время только-только переставшие пировать граждане испытывают по этой причине моральные и физические страдания и настроены весьма агрессивно.

Лучше, конечно, проявлять в эти дни максимальный оптимизм. Стабильная ситуация или не совсем, но у государственных мужей обязанность такая – при кризисе ободрять аудитории и по крайней мере не сеять панику. Тонущий корабль или не тонущий – это станет известно впоследствии, однако изображать балет на корабле есть неотменяемая державная обязанность. Трудно представить себе главу государства, который выходит на публику с заявлением «Все погибло! Спасайся, кто может!». Случаев такой транспарентности история пока не знает.

Вот и заявляет Пашинян: «Мир установлен, карабахский вопрос урегулирован, все вопросы решены. Остается лишь оставаться в рамках этих решений, остается лишь не поддаваться на провокации и не делать провокационных заявлений». Как видим, близость Рождества чрезвычайно развила в вожде и без того присущее ему горячее благочестие и исключительное миролюбие.

Ну что ж, если все проблемы решены, можно им 31 декабря пойти в баню, Эльдара Рязанова насмотревшись. Пойти в полном составе: сам Пашинян, президент, министры, руководители правоохранительных структур, фракция «Гражданский договор» и руководство парламента плюс достойнейшие представители отечественной культуры (например, предложивший отстегать архиепископа руководитель кукольного театра Бабаян, замдиректора театра оперы и балета, который на днях в пьяном состоянии ругался и хулиганил во время штурма сектантами Первопрестольного Эчмиадзина) – чтоб не скучать потом за пивком. Олигархов, вернее, крупных собственников, думаем, брать не надо: те так привыкли к своим джакузям, что забыли, как вести себя в бане.

Без очищения Новый год не в радость: политика – дело грязное. Патрицианские эти развлечения равняют всех: Арарат Мирзоян нахлестывает Рубена Рубиняна, «президент» Ваагн Хачатурян услужливо мылит спину Пашиняну, Авинян охаживает директора СНБ Симоняна. «Надо чаще встречаться!» — скажут все хором и, блаженно отдыхая, будут баловаться пивом за счет заведения.

Правда, не исключены и мелкие инциденты. Ален Симонян может подраться с Андраником Кочаряном за полотенце, Ваагн Алексанян может без очереди схватить шайку, руководитель СК Погосян откажется тереть спину министру экономики Папояну. Но в целом все будут радоваться, предвкушая, как смоют многомесячную грязь, которой щедро закидывали друг друга, имитируя государственную деятельность.

КСТАТИ, ГОВОРЯТ, ВЛАСТЬ В ЭТИ ДНИ СОБИРАЕТСЯ ВНЕДРИТЬ НОВУЮ ПОЛИТТЕХНОЛОГИЮ. В столице уже появились объявления, в качестве альтернативы Деду Морозу и Снегурочке предлагающие гражданам услуги массовика в качестве Пашиняна, который «помимо личного присутствия за столом может поздравить вас с Новым годом в стиле обращения премьера». В качестве дополнительной услуги может производиться фото- и видеосъемка застольного соединения хозяев с вождем.

Но в данной политтехнологии, довольно эффективной перед парламентским выборами, все же есть два изъяна. Во-первых, Дед Мороз всюду является вместе со Снегурочкой, и в духе нынешних веяний правильнее было бы, чтобы Пашинян являлся в гости вместе с Аленом Симоняном.

Второй изъян более опасен. Известно, что радушные хозяева склонны угощать явившихся к ним Дед Морозов, оттого те порой впадают в расслабленность, чиня всякие соблазны и беззакония. В случае с Николом сходные последствия праздничного гостеприимства могут привести к серьезным политическим ошибкам. А вдруг, напившись, Пашинян начнет говорить правду? Хотя, если для того, чтобы говорить правду, надо непременно напиться, то я – за алкоголизм. Кстати, не надо забывать еще об одной опасности: пьяную Снегурочку нередко насилуют.

Нет, лучше все-таки отказаться от этих политтехнологий и просто произнести новогоднюю речь с бокалом в руке, пообещав гражданам что-то хорошее в духе советских времен – «Мы дадим Отчизне тонны // Мяса, масла, молока, // Мы Америку догоним, // Говорим наверняка». Хотя только Л.И. Брежнев знал, как обеспечить народу чувство глубокой уверенности в светлом будущем, и с его кончиной секрет утерян навсегда. А нынешние обещают и то, и это, и еще вон то, крутят голову и прочее крутящееся, а в критический момент слезают с дерева и забирают с собой лестницу.

Но во всяком случае явление к народу с чаркой – «Вышел к народу весел и пьян, // В красной рубахе, красив и румян» — может оказаться весьма эффективным средством снискания благосклонности.

Да, премьер должен явиться своему народу через телевизор. Долгими ночами ждал он этого, не спал, ворочался. Вот, кажется, ударился бы об пол, обратился в жужелицу, и полетел, полетел… Над горами, лугами летел бы, облетел каждый дом, всякого гражданина, всех обласкал бы, спросил, что к чему, который час, какой индекс, рост и вес. Всех переименовал бы и записал в блокнот, чтоб не забыть. Вот так и витал бы, казалось бы, всю жизнь, но нет, нельзя, не пускают государственные заботы. И только в Новый год – о, чудо! – премьер может принять человеческое обличье и войти в каждый дом.

Да, сограждане, у Пашиняна праздник. Превратится он в елку игольчатую, хвойную. Будет плакать поначалу, конечно, от домашнего-то тепла, но потом ничего, привыкнет. Зажгутся на нем огни, а на площади Республики зазвонят новогодние колокола.