Логотип

«ПАШИНЯН — КАК ДЕКОРАЦИЯ»: КОЧАРЯН О ВНЕШНЕМ УПРАВЛЕНИИ, РИСКАХ ДЛЯ СЮНИКА И ВЫБОРАХ-2026 (Видео)

Второй президент Армении Роберт Кочарян 7 октября выступил с трехчасовой пресс-конференцией, в ходе которой прокомментировал широкий круг тем — от нагорно-карабахского урегулирования и внешнеполитических заявлений властей до подготовки к парламентским выборам 2026 года. При этом он дал жесткую оценку политике действующего премьер-министра Никола Пашиняна, особенно в контексте недавних событий в Вашингтоне. Экс‑президент заявил: «Я пытался найти в этих документах хоть какую‑то конкретику о том, что получила Армения — ноль. Лишь проблемы».

США, ПО ЕГО СЛОВАМ, ПОЛУЧИЛИ КОНТРОЛЬ НАД ФОРМИРУЕМЫМ В БУДУЩЕМ КОРИДОРЕ, возможность фактического контроля над границей с Ираном и представления Трампа на Нобелевскую премию. «Азербайджан получил право на коридор по территории Армении, роспуск Минской группы и отмену 907-й резолюции», — сказал Кочарян.

По его словам, он не нашел в документах ничего, что получила Армения: «Ноль, только проблемы».

При этом Кочарян заявил, что «кое-что получил лично» премьер Никол Пашинян. Он получил одну фотографию с подписью Трампа, а также бумагу, которая не имеет правовой силы и которая позволяет еще раз обмануть армянский народ.

Из всего этого, по мнению политика, можно сделать только один вывод:

«В Белом доме были стол, стулья, картины, флаги… и Пашинян. Он был там как часть антуража».

Экс-президент также обратил внимание, что парафирование документа — лишь техническое действие для подписания руководителями в будущем. Для него непонятно, как можно парафировать соглашение в присутствии глав стран. Ведь лучшего момента для окончательного заключения договора, чем встреча глав государств, если все согласовано, быть не может.

По словам Кочаряна, основная торговля между Турцией, Грузией, Ираном и Азербайджаном идет в обход Армении. Единственный участок в Армении, который обладает транзитным и геополитическим потенциалом, — это участок на юге Сюника. И именно от этого участка Армения отказывается в пользу США.

«Маршрут Трампа» — геополитическая ловушка для Армении?

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ КОЧАРЯН УДЕЛИЛ ПРОЕКТУ TRIPP — так называемому «маршруту Трампа», по которому Азербайджан планирует установить сухопутную связь с Нахиджеваном через территорию Армении. Согласно договору, США получают исключительные долгосрочные (до 99 лет) права на развитие этого маршрута и собираются передать его в субаренду консорциуму, ответственному за инфраструктуру и управление.

По оценкам экс-президента, реализация проекта «маршрут Трампа» может быть выгодна Армении при двух вариантах развития событий.

«Первый вариант — попытаться расширить проект при участии США, поскольку интерес Вашингтона к региону очевиден. Однако это, скорее всего, окажется невозможным, так как президент Азербайджана Ильхам Алиев отклонит этот вариант, ведь он не заинтересован в том, чтобы Армения также получила выход к Ирану», — отметил Кочарян.

По его словам, второй вариант — наиболее реальный, заключается в том, чтобы поблагодарить США за инициативу, но при этом построить участок дороги самостоятельно. В этом случае участок также может называться «маршрут Трампа», однако он будет под контролем Армении.

Экс-лидер Армении считает, что второй расклад кроме того, решит важный стратегический вопрос, связанный с Ираном. Кочарян пояснил, что в Тегеране, естественно, вызывает недовольство тот факт, что на армяно-иранской границе могут появиться американцы.

Он подчеркнул, что сейчас ближайшая к Ирану американская военная база находится в турецком Инджирлике. Поэтому встаёт вопрос — что опаснее для Тегерана: присутствие Азербайджана или США? Кочарян подчеркнул, что единственный выгодный для Армении вариант — обеспечение полноценной связи через железнодорожный узел Ерасх–Джульфа, а затем — через территорию Азербайджана в направлении России.

«Только в этом случае Армения сможет извлечь реальную выгоду. Если же она просто предоставит Азербайджану дорогу для связи с Нахиджеваном, это будет бессмысленный проект с нулевым результатом», — заявил он.

Говоря о стоимости строительства транспортных магистралей, Кочарян напомнил, что в 2017 году на строительство дороги Варденис – Мартакерт протяженностью 114 км было потрачено 17 млрд драмов (около $40 млн). Средства были выделены Всеармянским фондом «Айастан». То есть один километр дороги стоил примерно $400 тысяч. Причем часть трассы проходила по сложному рельефу.

Кочарян считает, что с учетом измененных тарифов, откатов правящей партии, сегодня строительство 1 км дороги может обойтись в $1 млн, то есть весь 43 км участок в Мегри, может стоить $43 млн.

США не заинтересованы в регионе — это игра без гарантий

Роберт Кочарян выразил сомнение в истинной заинтересованности США в регионе Южного Кавказа:

«У США НЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В РЕГИОНЕ. Они проводят политику сдерживания Китая. Алиев заявляет в Китае, что коридор (путь Трампа) очень важен для связи Китай с Европой. Сейчас Срединный коридор идет так, часть товаров пойдет по этому (новому) пути. И тут не увязывается – политика США в отношении Китая и строительство коридора, который в основном будет служить экспорту китайской продукции. Тут тоже есть вопросы, которые приводят к определенным выводам об истинных целях», — перечислил Кочарян.

Он подчеркнул, что «Вашингтон знает свои интересы, и преследует их», в отличие от руководства Армении:

«Пашинян превратился в мать Терезу за счёт интересов Армении. Хорошо, что не девушкой родился — был бы национальным позором», — заметил второй президент, добавив, что происходящее — элемент большой геополитической игры, в которой РА, точнее премьер, в роли мячика.

Если бы у США были на Южном Кавказе, продолжил Кочарян, жизненные интересы, президент Трамп не перепутал бы Армению с Албанией, а Азербайджан – с Камбоджей.

По его мнению, США не будут вмешиваться в разговор Армении и Азербайджана на тему коридора через Армению, так как они получили то, что хотели, а остальное их не интересуют. Он назвал это правильным поведением с точки зрения интересов США. По оценке Кочаряна, Вашингтон свои интересы знает, преследует их и правильно делает с точки зрения своих интересов.

«Любой руководитель любой страны должен думать в первую очередь об интересе своей страны. Я не против США, мы в свое время очень эффективно сотрудничали с ними», — подчеркнул второй президент Армении.

Он добавил, что Армения должна иметь смелость, продвигать свои интересы и не думать, что если что-то не то сказать, Трамп может посмотреть на это плохо. «Не будет, наоборот, он будет больше уважать. А они (власти Армении – ред.) отправились в Белый дом в памперсах», — отметил Кочарян.

Он счел нелогичным ожидания, что Трамп должен реагировать на заявления Алиева (президента Азербайджана – ред.) и Пашиняна (премьер-министра Армении – ред.) о коридоре через Армению.

«Если будут сильно надоедать, скажет, что оба разочаровали. Почему вы ждете, что президент США должен реагировать? Он даже место Армении не знает. Армения не имеет того значения», — отметил второй президент.

Как полагает второй президент, при мире должны быть механизмы контроля за нарушениями. Он пояснил, что не против мира, но выступает за мир, у которого  будут не просто свидетели, а он будет иметь гарантов, несущих ответственность за выполнение соглашений.

 «О каком мире говорит Никол Пашинян? Он говорит о мире, который главным образом зависит от настроения одного человека – от Алиева», — добавил Кочарян. По его оценке, нет никаких гарантий, гарантов, нет механизмов о том, что будет происходить в случае нарушения договоренностей.

«Весь этот декларируемый мир зависит от совести одного человека. Этот человек может в один день проснуться и решить, что в этом запутанном мире можно решить также вопрос Зангезура», — отметил Кочарян.

Второй президент Армении добавил, что США не взяли на себя роль гаранта по документам, подписанным 8 августа. «Это очередной трюк со стороны властей Армении с целью обмануть людей. Нет мира», — полагает он.

Все в сравнении: проблемы от вашингтонских документов и «документ-мечта»

ГОВОРЯ О ВЫГОДАХ СТОРОН, КОЧАРЯН ОТМЕТИЛ, ЧТО АРМЕНИЯ от вашингтонских документов получила лишь проблемы

«Что получили стороны от документов, подписанных 8 августа в Вашингтоне? Во-первых, США совершенно конкретно получили контроль над коридором, который будет сформирован в будущем, во-вторых, возможность фактически контролировать границу Армения – Иран, в-третьих, возможность номинирования президента на Нобелевскую премию», — перечислил он, добавив, что Азербайджан получил право на коридор через территорию Армении, роспуск Минской группы и отмену резолюции 907.

«А что получила Армения? Честно, я пытался найти в этих документах хоть какую-то конкретику о том, что получила Армения? Ноль. Лишь проблемы. И, наконец, что получил Никол Пашинян? Здесь есть нечто весьма конкретное. Он получил картинку с подписью президента Трампа и бумагу, не имеющую правовой силы, что позволяет ему вновь обманывать армянский народ. Можно сделать предварительный вывод о том, что Никол Пашинян находился в Белом доме в качестве декорации. Там были стол, стул, картина, флаг, и Пашинян был там», — отметил Кочарян.

Говоря о термине «парафирование», экс-президент сказал: «Когда две стороны ведут переговоры вокруг какого-то документа, то команды, придя к согласию, парафируют его. Это техническое действие. Парафированные документы парафируются позднее во время каких-то поводов, например, во время официальных визитов глав государств подписывают парафированные документы. Мне вообще непонятно, что означает парафирование с участием глав государств? Если есть договоренность, то лучшей возможности подписать эти документы не найти. Это действительно вызывает вопросы и по содержанию».

При этом, как считает экс-президент, если сравнить документ от 9 ноября с тем, что имеется сегодня, то его можно даже назвать документом-мечтой.

«Этот документ предполагал и существование Карабаха. Что касается вашингтонского документа, то США – не та страна, с которой можно подписать документ, а затем через 2 или 6 месяцев аннулировать его, заявив, что мы его не принимаем. Это достаточно сложно. Это не значит, что нужно делать все, что говорят Соединенные Штаты Америки. США были категорически против строительства газопровода Иран-Армения, но мы его построили. Мы выстроили и сохранили хорошие отношения с Соединенными Штатами, Армения даже была включена в Программу тысячелетий. Более правильный дипломатический путь отнюдь не в том, чтобы сказать, мол, мы этого не принимаем, а попытаться расширить проект, показать США свою заинтересованность в более крупном проекте. Потому что может возникнуть ситуация, когда, например, участок Ерасха не будет построен Азербайджаном, а у США не будет рычагов обязать сделать это, поскольку в договорах ничего не зафиксировано. А если позвонят Трампу и скажут: Алиев этого не делает, то Трамп ответит: я разочарован в Алиеве. На этом все и закончится, поскольку никаких других механизмов в этом документе нет. Поэтому я предложил не отклонить, а расширить проект, показать их заинтересованность. Оставить название, если мы его строим, сказать: это маршрут Трампа, мы благодарны США за подобную заинтересованность, за попытку решить такой вопрос. Но мы хотим, чтобы вопрос был решен для всех сторон, а не для одной. И это можно сделать», — заявил Кочарян.

Об Алма-Атинской декларации, карабахских переговорах и строительстве новой АЭС

КОСНУЛСЯ ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ И КАРАБАХСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ, ОТМЕТИВ, ЧТО АЛМА-АТИНСКАЯ декларация никогда не обсуждалась в рамках переговорного процесса по Нагорному Карабаху. По его словам, тема была искусственно вброшена в повестку, а затем активно подхвачена СМИ:

«Я вел переговоры с июля 1992 по 2008 г. Никогда темы Алма-Атинской декларации не было в повестке. Между прочим, сейчас в российско-украинском конфликте тоже нет. Кто-то искусственно вбросил, и СМИ ее разгоняют. Как и многие другие темы», — подчеркнул экс-президент.

Комментируя свою недавнюю поездку в Россию, Кочарян подчеркнул, что она носила сугубо личный характер:

«Около месяца назад я действительно был в Москве — всего на два дня, в субботу и воскресенье. По частным, личным вопросам. В понедельник днем уже вернулся. Если бы целью поездки были официальные встречи, я, вероятно, выбрал бы другие дни».

Он отметил, что понимает природу слухов: любой его визит в Москву вызывает массу домыслов. Ранее некоторые СМИ писали о якобы состоявшейся встрече Кочаряна с первым заместителем руководителя администрации президента РФ Сергеем Кириенко и обсуждении внутриполитической ситуации в Армении. Экс-президент не подтвердил такие сообщения.

Касаясь вопроса строительства новой атомной электростанции в Армении, Кочарян назвал разговоры о модульных АЭС имитацией и антуражем:

«Да, Армения должна иметь АЭС. Сейчас говорят о строительстве новой станции, хотя эти разговоры идут уже лет 20. Обсуждается вопрос модульных станций. Кроме России, ни у кого нет работающей модульной станции, просто нет», — заявил он.

По словам Кочаряна, Китай построил только экспериментальную станцию, а все остальные страны не располагают действующими моделями:

«Все эти разговоры о поиске — это пыль в глаза, создание антуража, попытка создать впечатление, что обсуждаются крупные проекты для светлого будущего, диверсификация. Повторю, лицензированная работающая станция есть только у России».

Он также отметил, что тема закрытия Армянской АЭС много лет продвигается Турцией и не исключил, что действия властей Армении могут соответствовать этим требованиям или хотя бы создавать такую видимость.

Что касается заявления о желании Армении вступить в Европейский союз, то Кочарян охарактеризовал как имитационные и политически неконструктивные:

«Для членства в ЕС существует очень четкий регламент. С ними можете ознакомиться на сайте Еврокомиссии. Вчера стало известно, что создан департамент европейской интеграции в МИД Армении. Интересно получается — евроинтеграции нет, но создано управление».

Он также отметил, что сам ЕС сегодня переживает глубокий кризис лидерства, а внешнюю политику нынешних властей Армении он оценил как нелогичную и трудно поддающуюся анализу.

Ранее, 26 марта 2025 года, парламент Армении принял законопроект о намерении страны вступить в Евросоюз, несмотря на то что сам ЕС не делал официального предложения о членстве. Оппозиция назвала документ юридически абсурдным.

Кочарян примет участие в парламентских выборах 2026 г.

В ХОДЕ-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ КОЧАРЯН ЗАТРОНУЛ И ТЕМУ ПРЕДСТОЯВШИХ ВЫБОРОВ, заявив, что его политическая команда примет участие в парламентских выборах 2026 года:

«Выборы 2021 года показали, что у меня есть определенное влияние и возможность консолидировать часть электората. Представьте, если бы я тогда не участвовал — у нас уже есть пример выборов декабря 2018 года. Посмотрите на результаты: стал ли парламент лучше?»

Он отметил, что одного лишь его участия недостаточно, и выразил надежду на появление новых политических сил, с которыми возможно сотрудничество ради перемен:

«Хотели бы мы, чтобы появились другие политические силы, сотрудничество с которыми привело бы к изменению текущей ситуации? Да, мы бы этого хотели. И мы озвучиваем эти мысли довольно четко и ясно».

Кочарян также подчеркнул, что готов уступить место более сильному кандидату:

«Социологические опросы 2021 года ясно показывали, что с моим именем список получает больше поддержки, чем с любым другим из нашей команды».

Он привел в пример международный опыт, когда лидеры партий, не участвуя формально в выборах, фактически определяли политику государства:

«Посмотрите на Иванишвили в Грузии или Качиньского в Польше — они не баллотировались, но именно они определяли курс государства. Что лучше — не показываться самому, но принимать решения, или не прибегать к подобной маскировке?»

Комментируя призыв первого президента Армении Левона Тер-Петросяна о необходимости ухода всех бывших президентов с политической арены, Кочарян пояснил:

«Армянский национальный конгресс заявил об участии в выборах. Первый президент примет участие или нет? Лидером Республиканской партии Армении является третий президент. РПА участвовала во всех выборах. В связи с этим возникает вопрос: участие партии в выборах означает участие и ее лидера? Или же нет? Конечно же означает».

По его словам, в отличие от других, он прямо заявляет о своем участии и не стремится играть роль «серого кардинала»:

«Я не претендую на роль человека, которого не будет видно, но который будет управлять всеми политическими процессами».

Кочарян скептически оценил предложение премьер-министра участвовать в дискуссии по карабахскому урегулированию:

«Глава моего офиса четко сказал: добавить нечего. Теперь все вопросы забыты, и слово «дискуссия» начало жить своей жизнью. Так и слово «мир». Очень привлекательное слово, за него люди готовы голосовать, а отдельно живет слово «война»».

Он считает, что дискуссия по подобной повестке абсурдна:

«Вы реально думаете, что кто-то здравомыслящий готов сесть и диспутировать по такой повестке? Ну давайте поговорим о том, что Земля круглая. В этом контексте дискутировать абсурд. Второе. Есть токсичные люди. Для оппозиции дискутировать с Пашиняном токсично. Повестка дискуссии абсурдна и ни один здравомыслящий не пойдет на это».)

По его словам, тема мира не должна быть монополией партии «Гражданский договор».

«Все должно быть наоборот – это должна быть монополия оппозиции. Например, мне есть, что об этом сказать, поскольку 10 лет моего президентства были самыми мирными годами в Армении. Это основной тезис. Остальное – эффективное управление, какое экономическое развитие должна иметь Армения… давайте поговорим о социальной справедливости. Когда я принял власть, уровень бедности составлял 56%, а когда передал власть, то уровень бедности составлял 25%. Экономика страны росла в среднем на 10,5% в год. Если экономический рост не приводит к сокращению бедности, то для меня это непонятный и бессмысленный экономический рост. Это означает, что создается какое-то благо, которое распределяется среди очень небольшого числа людей. Или этот рост просто нарисован. Оба варианта плохие. Можете ли вы объяснить, почему уровень бедности остается неизменным за последние 7 лет? Куда уходит этот экономический успех?», — отметил Кочарян.

Подтасовка голосов приведет к революции

КАСАЯСЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, Кочарян выразил обеспокоенность возможными фальсификациями по молдавскому сценарию:

«Я не сомневаюсь, что власти попытаются пример Молдовы применить в Армении. Когда сталкиваются геополитические интересы, о демократии все забывают — это факт».

Он напомнил о ситуации в Румынии в 2024 году, когда были аннулированы результаты президентских выборов, и отметил, что несмотря на усилия молдавских властей, оппозиция победила, а Майя Санду выиграла выборы только благодаря голосам из-за рубежа:

«В Европе открыли около 280 избирательных участков, в России — всего два. В Армении внешнего голосования нет, и если бы оно было, результат мог быть совершенно иным».

Кочарян предостерег власти:

«Кража голосов на выборах или любые попытки властей сделать то, что было сделано в Молдове, приведут к революции. Только честная и конкурентная избирательная борьба — единственный способ избежать политических потрясений».

Наконец, экс-президент подтвердил неизменность позиции блока «Армения» по вопросу импичмента:

 «Мое отношение не изменилось, наша фракция сделала заявление, с тех пор ничего не изменилось. Он необходим, но голосов нет. По сей день нет у меня информации, что необходимые голосу у инициаторов импичмента есть. Мы изначально сказали, что у нас 28 голосов, мы их предоставим. Но у нас информации о необходимых голосах нет, с нами ею не поделились. Ждем», отметил экс-президент. По его оценке, говорить об импичменте можно лишь до конца текущего года.

По материалам СМИ