Как стало известно 16 февраля, полномочия судьи Конституционного суда Грайра Товмасяна были прекращены в связи с вступлением в силу обвинительного приговора: Кассационный суд отклонил жалобы защиты и обвинения, тем самым оставив в силе решение нижестоящей судебной инстанции.
«ГА» ПОДРОБНО ОПИСЫВАЛ СУДЕБНУЮ ТЯЖБУ ПО ДЕЛУ ЭКС-ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КС, А ТЕПЕРЬ УЖЕ И ЭКС-СУДЬИ ГРАЙРА ТОВМАСЯНА. 20 сентября 2024 года ереванский уголовный суд общей юрисдикции под председательством Татевик Григорян признал последнего виновным в злоупотреблении должностными полномочиями, допущенными им в период пребывания на посту министра юстиции, при этом освободив от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности. Последнее, однако, не является основанием для оправдания. Кстати, после оглашения приговора по делу Грайра Товмасяна Татевик Григорян была назначена судьей Апелляционного уголовного суда.
Приговор первой инстанции обжаловали обе стороны процесса. Защита требовала оправдания, а сторона обвинения ходатайствовала об отмене вынесенного судебного акта, требуя приговорить Товмасяна к 7 годам лишения свободы. Апелляционный суд под председательством Армена Ованнисяна в составе судей Месропа Макяна и Жени Меликсетян 30 сентября 2025 года оставил решение первой инстанции без изменений. Однако председательствующий Ованнисян выразил несогласие с мнением своих коллег, указав в своем особом мнении, что суд первой инстанции допустил судебную ошибку и дело следует направить в Антикоррупционный суд на новое рассмотрение. Однако, большинством голосов апелляционной судейской тройки решение Татевик Григорян было оставлено без изменений, а жалобы защиты и обвинения поступили в Кассационный суд.
Но Высшая судебная инстанция предпочла отклонить жалобы сторон, а это означает, что с 12 февраля приговор в отношении Грайра Товмасяна вступил в законную силу: уже 13 февраля его полномочия были прекращены. Согласно пункту 7 статьи 12 конституционного закона о Конституционном суде, полномочия судьи КС прекращаются, если вынесенный в отношении него обвинительный приговор вступил в законную силу или его уголовное преследование было прекращено на основании, не связанном с реабилитацией. В данном случае Грайр Товмасян был признан виновным, но уголовное преследование было прекращено в связи с истечением срока давности.
Следуя букве закона, на сей раз полностью совпадающей с желанием властей, председатель Конституционного суда, не теряя времени, обратился к президенту РА, уведомив его о вакантной должности судьи КС: теперь настала очередь президента выдвинуть своего кандидата, что он должен сделать в месячный срок.
Между тем по мнению многих отечественных юристов, у Кассационного суда были все основания принять в производство жалобы по делу Товмасяна. Взять хотя бы тот факт, что Апелляционный суд очень формально, разделением голосов всего лишь два к одному оставил в силе решение первой инстанции. При этом, как указывалось выше, Армен Ованнисян в своем особом мнении указал на судебные ошибки, допущенные Татевик Григорян. Отмечалось, что суд первой инстанции при непонятных обстоятельствах рассмотрел дело очень быстро, второпях, словно стремясь поскорее его завершить. При этом адвокаты Товмасяна заявляли, что были исследованы не все доказательства, причем те, на которые опиралось обвинение – достаточно проблематичны. А по завершении процесса, судья, признавшая Товмасяна виновным, стремительно пошла на повышение.
КАССАЦИОННЫЙ СУД ОДНОЗНАЧНО СЧЕЛ, ЧТО НЕТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ ЖАЛОБ К РАССМОТРЕНИЮ, в то время как весь предыдущий судебный процесс оставляет целый ряд вопросов, не говоря уже о противоречивых решениях, выносимых по ходу разбирательства. Напомним, что суд по делу Грайра Товмасяна стартовал в 2020 году и растянулся почти на 6 лет. Кстати, в числе других нарушений адвокат Арам Орбелян не раз отмечал нарушение сроков судопроизводства и заявлял о необходимости прекратить дело. Подчеркивалось и то, что уголовное дело в 2019 году было возбуждено на основании анонимных оперативных данных, что само по себе уже незаконно и недопустимо.
Защита Товмасяна также отмечала, что в ходе рассмотрения дела были нарушены права экс-судьи КС, включая право на защиту: заседания порой проводились в отсутствие адвокатов, при непонятных обстоятельствах в дело был вовлечен государственный защитник, а вышестоящая судебная инстанция просто не стала рассматривать этот вопрос.
То, что Кассационный суд проигнорирует все противоречия и неувязки, допущенные в ходе хождения дела по нижестоящим инстанциям, на самом деле было предсказуемо. Ведь так намного проще избавиться от дела с политическим подтекстом, чем принять в производство и думать, что с этим делать. Адвокат Товмасяна, кстати, отмечал и то, что в деле не обошлось без политической составляющей. Тут достаточно вспомнить, как упорно и изобретательно пытались власти избавиться от Грайра Товмасяна, на тот момент председателя КС. В конце концов с этой должности его удалось сместить посредством конституционных поправок, вступивших в силу 26 июня 2020 года. На счет этих поправок многие отечественные юристы высказывались тогда, мягко говоря, скептически, что нимало не смутило власть имущих.
Очевидно, что в деле Грайра Товмасяна нарушен целый ряд статей Европейской конвенции по правам человека — в первую очередь, право на справедливое судебное разбирательство и на свободу выражения мнения. Думается, дело Товмасяна, получив подобный исход в рамках внутреннего судопроизводства, имеет все основания переместиться в международные судебные инстанции.
