Вашингтонская декларация может серьезно противоречить основным принципам ЕАЭС, согласно которым товары, проходящие через единую таможенную территорию Союза, подлежат единому таможенному контролю. Такое мнение в беседе со Sputnik Армения выразил экономист Айк ФАРМАНЯН.
8 АВГУСТА ПРЕМЬЕР-МИНИСТР АРМЕНИИ НИКОЛ ПАШИНЯН И ПРЕЗИДЕНТ АЗЕРБАЙДЖАНА ИЛЬХАМ АЛИЕВ в Вашингтоне подписали совместную декларацию из семи пунктов. Согласно документу, планируется создание стратегической транзитной дороги через Сюникскую область, получившей название «Путь Трампа» (TRIPP). Дорога должна обеспечить Азербайджану доступ к Нахиджевану по территории Армении и передается США в аренду на 99 лет с возможностью продления еще на 99 лет.
Фарманян отмечает, что главный вопрос заключается в статусе этой дороги – идет ли речь о транзите под армянским контролем или о «коридоре» с исключением такого контроля.
«От ответа на этот вопрос зависит, будут ли таможенные органы Армении осуществлять контроль или нет. Если контроля не будет, то мы имеем дело с односторонним нарушением основных принципов ЕАЭС», – сказал он.
По его словам, подобная схема способна поставить Армению в противоречие с обязательствами перед Союзом.
«ЕАЭС – это такая структура, где невозможно быть членом союза и одновременно входить в экономический блок ЕС. Точно так же невозможно в рамках документа, подписанного в США, открыть ворота ЕАЭС и заявить, что этим коридором могут пользоваться Турция, Азербайджан или другие страны. Это очень серьезный сигнал для России и вообще для всех стран-членов ЕАЭС», – подчеркнул экономист.
Фарманян указывает, что подобное решение несет и прямые экономические риски: товары могут поступать не только из Азербайджана, но и из Турции, проходить без таможенного контроля и через территорию Армении попадать в другие страны ЕАЭС. Это, по его словам, чревато потерями таможенных пошлин, которые формируют общий бюджет Союза.
Специалист также указал, что проект «Путь Трампа» противоречит соглашению о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном, вступившему в силу 15 мая. Он напомнил, что 90% иранских товаров поступают в ЕАЭС с нулевой пошлиной, и подчеркнул, что, независимо от разногласий внутри Ирана по поводу вашингтонского соглашения, эта проблема остается актуальной.
На этом фоне, по словам Фарманяна, удивляет молчание России. Экономист считает, что прояснение позиции Москвы может последовать в ходе предстоящего визита вице-премьера Алексея Оверчука в Ереван.
«Однако пока не видно, в каком направлении произойдут изменения», – добавил он.
15 АВГУСТА ОВЕРЧУК СООБЩИЛ, ЧТО ПОСЕТИТ АРМЕНИЮ НА СЛЕДУЮЩЕЙ НЕДЕЛЕ, так как в нормативно-правовой базе страны появился акт, противоречащий праву ЕАЭС. Он подчеркнул, что рассчитывает обсудить с премьером Пашиняном итоги вашингтонских переговоров, в частности в контексте разблокировки коммуникаций. Известно также, что в ближайшее время Пашинян посетит Россию.
Именно Оверчук, напомнил Фарманян, не раз подчеркивал, что Армения должна сделать выбор, поскольку Европейский союз и ЕАЭС несовместимы.
Экономист отметил, что выход из Союза нанес бы серьезный удар по экономике страны. Если до 2015 года доходы бюджета от таможенных пошлин составляли около $200–$210 млн, то после вступления в ЕАЭС эта сумма увеличилась в четыре раза. По установленной системе распределения Армения получает 1,22% от всех пошлин, собираемых в рамках Союза, а также такую же долю от сборов с товаров, поступающих из третьих стран. Остальная часть перечисляется другим членам ЕАЭС.
Членство в ЕАЭС обеспечивает Армении не только поступления от таможенных сборов, но и рынок сбыта, так как около 70% экспорта приходится на страны союза.
«Успехи армянской экономики последних лет в основном обусловлены членством в ЕАЭС. Это очевидный факт, и пока нет ни механизма, ни стран, которые могли бы заменить Союз в случае выхода Армении», – заявил Фарманян.
В качестве примера он привел опыт Грузии. Несмотря на соглашение об ассоциации с ЕС, грузинская продукция по сей день в основном реализуется в России.
«Даже после подписания договора Грузия или грузинская продукция не получили никаких преимуществ. Не исключено, что Грузия тоже рано или поздно вступит в ЕАЭС», – сказал эксперт.
По его словам, структура армянского экспорта также диктует необходимость оставаться в Союзе.
«Наши товары в основном востребованы на постсоветском пространстве, и их главные потребители – армяне, живущие там. К сожалению, альтернативы этому нет. Определенные объемы экспортируются и в другие страны, но и там потребители в основном армяне. Мы должны учитывать, что именно производим, что экспортируем и каков спрос на армянскую продукцию на зарубежном рынке. Так сложилось, что никто нас не заставлял поставлять 70% товаров в Россию или Казахстан – структура экспорта сформировалась под влиянием спроса. С этими реалиями нужно считаться. В наших интересах оставаться в составе ЕАЭС», – подчеркнул он.
Говоря об обещанных властями миллиардных инвестициях в Сюник в рамках вашингтонского соглашения, Фарманян выразил сомнение в их реализации. По его словам, подобные вложения были бы возможны при двустороннем формате, однако в условиях трехстороннего соглашения фактически выходит, что Азербайджан становится совладельцем армянской территории.
ОСОБУЮ ТРЕВОГУ У ЭКСПЕРТА ВЫЗЫВАЕТ ФОРМУЛИРОВКА «беспрепятственное движение», содержащаяся в декларации.
«Это означает коридорную логику, а в таком случае Армения не будет иметь ни пограничного, ни таможенного контроля, а следовательно – и возможности использовать инфраструктуру», – отметил он.
Экономическая выгода, по словам Фарманяна, формируется именно за счет эксплуатации инфраструктуры. «Например, если строятся кафе, рестораны, гостиницы и другие объекты, которые обслуживают эту дорогу. Или, кроме того, проводится самостоятельная таможенная политика – дорожный налог, транзитный сбор и так далее», – пояснил он.
А в случае «коридорной логики», подчеркнул экономист, всего этого не будет. Максимальная выгода, по его оценке, может составить $80–$100 млн в год, но точно не миллиарды.