Логотип

ПОЧЕМУ АРМЕНИЯ НЕ ОБРАЩАЕТСЯ В ОДКБ?

Сразу после начала широкомасштабной турецко-азербайджанской военной агрессии против Арцаха и Армении в центре внимания всех, естественно, оказались проблемы безопасности страны и, в частности, сотрудничество с нашими союзниками в рамках ОДКБ. К сожалению, в данном вопросе сегодня нет какой-либо определенности.

СОГЛАСНО ПАШИНЯНУ, АРМЕНИЯ НЕ СОБИРАЕТСЯ обращаться в ОДКБ. «Обращение в ОДКБ — политический вопрос. Мы тесно сотрудничаем с ОДКБ, но применение конкретных процедур — это другой вопрос. Вооруженные силы Армении способны обеспечить безопасность страны», — заявил на днях премьер.

Добавим, что, по словам пресс-секретаря ОДКБ Владимира Зайнетдинова, организация ждет обращения Армении для обсуждения вопроса о посягательствах Азербайджана: «Для того чтобы этот вопрос был обсужден в ОДКБ, необходимо, чтобы Армения обратилась с соответствующей просьбой. Подобной просьбы секретариат ОДКБ пока не получил».

Почему Армения фактически отказывается обратиться в ОДКБ? В том, что Вооруженные силы Армении способны обеспечить безопасность страны, никто не сомневается. Но, думаем, в условиях широкомасштабной военной агрессии власти обязаны не только уповать на собственные силы, но и использовать все без исключения остальные механизмы обеспечения безопасности страны.

Во-первых, оснований для обращения в ОДКБ на данный момент более чем достаточно. Ведь боевые действия идут не только в Арцахе, но и подвергаются обстрелам находящиеся на территории Армении  населенные пункты. И наш боевой самолет СУ-25 также был сбит турецкой военной авиацией на территории Армении, что является не только актом агрессии против одного из членов ОДКБ, но и угрозой безопасности всего региона.

Во-вторых, повторяем, никто не сомневается в том, что Вооруженные силы Армении в состоянии обеспечить  безопасность страны. Но не приходится сомневаться и в том, что реакция ОДКБ однозначно умерит пыл агрессора и поможет сохранить человеческие жизни как среди мирного населения, так и наших братьев и детей, героически сражающихся с врагом на передней линии. Однако, чтобы были использованы и механизмы ОДКБ, в эту организацию необходимо официально обратиться.

В-ТРЕТЬИХ, ОБРАЩЕНИЕ В ОДКБ — ЭТО НИ В КОЕЙ МЕРЕ не свидетельство о слабости, не унижение, а сотрудничество. Почему в таком случае мы добросовестно выполняем все свои обязательства в рамках ОДКБ? Именно потому, что членство в этой организации должно повысить уровень нашей безопасности. Речь идет исключительно об обязанностях наших союзников. Но, чтобы они выполняли свои обязательства, повторяем, к ним нужно обратиться. Или Пашинян хочет, чтобы после нашей победы, в которой никто не сомневается, Армения вышла из состава ОДКБ под тем предлогом, что в состоянии обеспечить собственную безопасность и без этой организации?

В-четвертых, почему вопрос о целесообразности обращения в ОДКБ должен решать Пашинян единолично?  Ведь несмотря на то, что окружение в эти дни обращается к Пашиняну исключительно как к «Верховному главнокомандующему», он таковым не является.

Дело в том, что премьер становится Верховным главнокомандующим только в случае объявления войны. Согласно статье 118 Конституции, «Национальное Собрание по предложению правительства большинством голосов депутатов может принять решение об объявлении войны или о подписании мира». А в случае невозможности созвать заседание НС «вопрос об объявлении войны решает правительство».

Азербайджан официально объявлял нам войну? Подобное решение принимали НС или правительство? Нет, конечно. А это означает, что ответственными за вооруженные силы остаются министр обороны и Генштаб.

Кстати, Пашинян рискует так никогда и не стать «Верховным главнокомандующим». Хотя это обстоятельство остается незамеченным, после 1945 года миром сделан изрядный шаг в деле символической делегитимизации войны . То есть воюют по-прежнему, только Соединенные Штаты с 1945 года около трехсот раз приходили с войной на чужую территорию, да и другие державы не безгрешны. Но все это без форменного объявления войны. Последним формалистом был Иосиф Сталин. В полном соответствии с международным правом и Гаагской конвенцией 1907 года «Об открытии военных действий», предписывающей, что «военные действия не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны», 8 августа 1945 года он объявил: «Советское правительство заявляет, что с завтрашнего дня, то есть с 9 августа, Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией». С тех пор, то есть уже 75 с лишним лет, принято открывать военные действия без лишних формальностей.

Как бы там ни было, на наш взгляд, решение об обращении Армении в ОДКБ вполне созрело. Минусов в данном вопросе найти трудно, а вот польза может быть существенной.