Ереван всегда встречал гостей с широко раскрытыми объятьями, а сегодня часто всхлипами, от которых першит в горле, на глазах выступают слезы и кружится голова.
Поговорив о длительности жизни, российский и китайский лидеры решили, что сто пятьдесят лет в наш век — еще не вечер и что со временем можно ожидать большего, вплоть до бессмертия. Присутствовавший при разговоре Ким Чен Ын молчал и улыбался – руководителю Северной Кореи всего сорок один.
Сколько живут сегодня обычные люди? Где-то в районе семидесяти одного с небольшим, что уже хорошо, но есть и такие, у кого с этим намного лучше, как у перешагнувшего за сто ветерана Великой Отечественной ереванца Лачина Степаняна.
«ЖИВЕМ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО ОТМЕРЕНО» — ВЫСКАЗАЛ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ СТЕПАНЯН, и с ним особенно не поспоришь. Как и с тем, что, вопреки устоявшемуся мнению, сегодня долгожителей много не только на Кавказе, Европа догнала и уже обгоняет горцев, а женщины в этом отношении ничем не уступают мужчинам и даже наоборот.
Жанна-Луиза Кальман, признанная самой старой женщиной в истории (122 года, 164 дня), жила красиво, на широкую ногу, но уже к 90 годам у нее не осталось наследников и тогда дама заключила сделку с адвокатом, который должен был до самой её смерти ежемесячно выплачивать Жанне-Луизе кругленькую сумму. Взамен она обещала завещать адвокату свою роскошную квартиру, но… адвокат умер гораздо раньше, (в 77 лет). Долгожительнице же на тот момент было уже 120, а семья незадачливого стряпчего продолжала выплачивать ей деньги и после его смерти.
По статье «долгожительство» не отстают от Европы Япония с Латинской Америкой, подтягивается к лидерам и Россия. Армения же в этом смысле и рядом не стоит (Лачин Степанян — приятное исключение), хотя, казалось бы, предпосылок у армян много.
В чем они? В правилах долголетия едва ли на первом месте стоит культура питания и начинается она с преобладания в меню растительных продуктов: овощей, фруктов, ягод, злаковых и бобовых. И первого, и второго и всего остального в Армении выше крыши, но армянский стол без мяса на вертеле или в любом другом виде, как бы не стол.
Еще один продукт, правда, с одной стороны, вроде как подсобный, но связанный с нами настолько тесно, что часто упоминается в связке со словом «армянин». Это, как нетрудно догадаться, соль, которую почти каждый из нас вначале добавляет в еду и только потом пробует ее на вкус.
Еще один барьер на пути к долголетию — чрезмерное переедание. Это означает вставать со стола, утолив голод на все сто процентов, если не больше, в то время как на восемьдесят было бы в самый раз.
Английский классик однажды решил: «Четыре тысячи человек ежедневно проходят по Лондонскому мосту, и большинство из них дураки». Очень может быть. Сколько пешеходов принимает на себя за сутки, к примеру, Киевский мост в Ереване, и как у них с интеллектуальным развитием, сказать не могу, но вот, что рекомендовал наш великий соотечественник Шарль Азнавур тем, кто собрался жить долго. «Не делайте чересчур много глупостей!». Обратите внимание: в принципе глупости не возбраняются, секрет лишь в том, чтобы их не было слишком много. У нас получается с избытком.
СЛЕДУЮЩЕЕ. ЕРЕВАН ИЗДАВНА ВСТРЕЧАЕТ ГОСТЕЙ НЕ ТОЛЬКО С ШИРОКО РАСКРЫТЫМИ ОБЪЯТЬЯМИ, НО И ВСХЛИПАМИ, от которых першит в горле, а на глазах выступают слезы. Город душит пылью, дымом, смрадом. Пыль — от немытых улиц, удушье от выхлопов автомобилей, смрад от полыхающей каждое лето мусорной свалки в Нубарашене. Но если бы только это.
И днем, и ночью ереванцы вдыхают густой табачный дым, по сравнению с которым выбросы «Наирита», проклятого вольнодумцами последних советских лет, сущая ерунда.
Согласно данным Всемирной Организации здоровья из-за курения в Армении в год умирает до двух тысяч человек (в возрастной группе 35-69 лет). В Европейском регионе по показателю распространенности курения среди мужчин (63,7 процента) Армения занимает первое место, а по показателю смертности по той же причине (22 процента) — третье, после Молдовы и Венгрии. Цифры говоря сами за себя.
Вернувшийся недавно из заморских странствий Никол Пашинян не увидел в Токио ни мусора, ни мусорных баков и сильно этому удивился. «Каждый житель Токио несет ответственность как минимум за тот мусор, который образуется на улице в результате его деятельности»,- установил он.
Не нашел премьер на улицах японской столицы и «курящих людей». И то, и другое (мусорные баки, курильщики) в Ереване куда ни глянь. И кто сегодня рискнет назвать воздух, которым дышим, прозрачным, как капля росы на лепестке японского лотоса?
Как бы там ни было, долго жить хотят почти все, но где сегодня найти место, которое смогло бы помочь добиться цели? Чтобы вода — исключительно родниковая, воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка, небо синее и большое? Где сегодня увидишь людей, раз и навсегда отвернувшихся от мяса и перешедших исключительно на самодельный сыр, мед, фрукты, овощи и проходящих не менее десяти километров в день?
Уже знакомая нам француженка Жанна Кальман, та, что прожила 122 года и 164 дня, при всем при том за неделю съедала целый килограмм шоколада. 109-летняя американка Руфь Бенджамин ежедневно жарила себе бекон с картошкой, а ее соратница Дороти Флетчер, отметившая в 2017 году 100-летний юбилей, каждый день ела фастфуд.
Получается, прав наш соотечественник Лачин Степанян со своим «Живем столько, сколько отмерено»? Тем не менее, решительно пренебрегать правилами и советами старших товарищей (в самом прямом смысле), как это делают армяне себе во вред. Прислушайтесь и живите долго!