Логотип

ПОЧЕМУ АРЦАХЦАМ «НЕЛЬЗЯ» ВЕРНУТЬСЯ В АРЦАХ, или КОМУ И О ЧЕМ СИГНАЛИЗИРУЕТ НИКОЛ?

Заявление Пашиняна о том, что «возвращение беженцев в Арцах нереалистично», озвученное 30 сентября с трибуны ПАСЕ, вызвало множество комментариев. В том числе со стороны кипрского депутата, задавшего ему соответствующий вопрос. «Мы убеждены, что международное право должно соблюдаться в любом соглашении», — заявил в интервью Alpha News Джордж Лукайдес. Другой депутат ПАСЕ из Кипра Константинос Эфстатиу высказался более прямо: «Премьер-министр Армении не имеет права делать подобное заявление, потому что права человека принадлежат каждому отдельному человеку».

УВЫ, ЕСЛИ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ АРМЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ НИКОЛ ПАШИНЯН, для которого понятие права, как и все остальные установленные международным сообществом категории и нормы, полностью подчинено его антиармянским и личным корыстным целям, то возможно все. И в последние несколько лет зафиксировано множество случаев, когда иностранные политики и деятели проявляли куда более проармянский, более нравственный и гуманный подход к различным проблемам Армении, нежели этот самый «премьер-министр».

Но речь сейчас о других аспектах его откровенно антиармянского заявления.

Чем мотивировал Никол свою позицию? Да тем же, чем объясняет все остальные свои действия и намерения: это, мол, «опасно для мирного процесса». То есть реализация права народа Арцаха на возвращение, гарантированное международными пактами и конвенциями и подтвержденное Международным судом ООН 17 ноября 2023 года, опасно для того «мирного процесса», который реализуют Пашинян с Алиевым.

И никто пока что не удосужился задать очень простой вопрос: почему «возвращение» азербайджанцев в Армению, апологетами которого неоднократно выступали соратники Никола (тот же Ален Симонян) не опасно для «мирного процесса», а возвращение арцахцев на свою Родину, в свои дома, к своим святыням, опасно? Почему азербайджанцы могут, в рамках «концепции» этого самого «мирного процесса», жить в Армении, а арцахцы не могут жить на своей земле, где тысячелетиями проживали армяне?

Ответов на этот вопрос может быть несколько. Например, потому, что этого не хотят турки. В атмосфере полной безнаказанности за содеянные преступления, с учетом той индульгенции, которая выдана бакинским военным преступникам, Алиеву не нужно создавать уже даже видимость «толерантности» и допускать наличие в Арцахе хотя бы одного армянина.

Еще одна версия: Никол отлично знает, что возвращение армян в Арцах сопряжено с огромной опасностью для их жизни в составе Азербайджана. Нет, разумеется, этого субъекта беспокоят отнюдь не экзистенциальные угрозы арцахцам в случае возвращения. Его беспокоит лишь то, что неизбежно будут подняты вопрос о международных гарантиях, особом статусе, степени автономии и пр. Особенно с учетом того, что градус армянофобии в бакинском султанате не только не снижается, но и, наоборот, повышается. Очередным свидетельством тому стала церемония открытия проходящих в этой стране Игр СНГ, лейтмотивами которой стали печально известный «железный кулак» и число «44».

НИКОЛУ ВСЕ ЭТО НЕ НУЖНО ТАК ЖЕ, КАК АЛИЕВУ. ИМ ОБОИМ НУЖНО, чтобы вопрос Арцаха был закрыт не только на данном этапе «мирного процесса», но и вообще, с прицелом на будущее, причем долгосрочное. Николу не нужны и арцахцы в Армении, хотя он лицемерно утверждает, что видит будущее «соотечественников» в РА. Он даже пытается исключить их компактное проживание в стране, дабы навсегда уничтожить само понятие Арцаха и арцахцев как общности, как яркого самобытного явления, как уникальной части армянского народа.

Говорить о полном совпадении позиции Никола с турецкими стратегическими целями и в этом вопросе, думается, давно излишне.

Есть, однако, еще один аспект. Заявление вовсе не случайно прозвучало именно с трибуны Парламентской ассамблеи Совета Европы. С одной стороны, его можно в определенной степени рассматривать как признание тщетности собственных усилий по закрытию вопроса Арцаха, с другой – как сигнал международному сообществу. Особенно тем политическим и общественным силам — как в Армении, так и в мире, которые не оставляют попыток вернуть вопрос в международную повестку, актуализировать его и добиться решения.

Этот сигнал тем более очевиден, что Пашинян далеко не в первый раз прибегает к такому способу поставить заслон на пути нежелательных для него и Алиева развитий. Так было в 2021-2022 гг., когда обе палаты парламента Франции приняли резолюции с призывом к своему правительству признать Республику Арцах, но один из министров открыто заявил в ходе обсуждений, что власти Армении не ставят перед ними таких требований.

Так было в сентябре 2023 года, когда на фоне жесточайшей военной агрессии Азербайджана против находившегося почти 10 месяцев в блокаде, подвергаемого геноциду народа Арцаха, Никол во всеуслышание заявил, что «прямой угрозы гражданскому населению Карабаха нет». Это было сказано тогда, когда уже было известно об жертвах среди мирного населения, в том числе – зверском убийстве детей. И это был брошенный Алиеву спасательный круг, который тот использовал сполна и на заседании Совбеза ООН, и в дальнейшем – для оправдания этнических чисток и насильственной депортации арцахцев.

Такова ситуация и в вопросе армянских пленных, незаконно удерживаемых в Азербайджане. Власти РА намертво отказываются обращаться к какой-либо стране, в частности Швейцарии, для делегирования консульских услуг. Этого не делается даже сейчас, в условиях закрытия представительства МККК, хотя власти Швейцарии не раз заявляли, что готовы пойти навстречу при наличии официального обращения Армении.

ВЧЕРА, НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ, ПОСВЯЩЕННОЙ ЗАЩИТЕ АРМЯНСКИХ ПЛЕННЫХ, президент парижского Центра «Кавказ» по праву и разрешению конфликтов Хильда Чобоян рассказала о том, что группа французских депутатов обратилась к министру иностранных дел своей страны с просьбой посодействовать в вопросе освобождения пленных. Тот отказался, мотивировав все тем же: власти РА к ним не обращались.

«Из-за последних шагов властей Армении Франция «умыла руки» в вопросе армянских пленных. Если власти Армении сами не обратятся к международному сообществу и не поднимут этот вопрос, то проблема пленных не может быть решена», — заявила Чобоян.

Именно об этом сигнализировал Никол международному сообществу в Страсбурге: действующие власти РА не только не признают право народа Арцаха на возвращение, но не желают какого-либо обсуждения этого вопроса в каком бы то ни было формате и уровне. Его, как и, несомненно, Алиева, сильно беспокоит очевидная актуализация проблемы и деятельность ряда организаций в этом направлении, в том числе – Швейцарской мирной инициативы и «Международной христианской солидарности», и он отчаянно стремится пресечь все усилия в этом направлении.

На днях, выступая на мероприятии в рамках сессии Совета ООН по правам человека в Женеве, бывший госминистр и бывший омбудсмен Арцаха Артак Бегларян сообщил, что по итогам недавно проведенного опроса 87% арцахцев хотят вернуться на родину. Так от имени кого вещает с трибуны ПАСЕ Никол?

Ответ очевиден: от имени и по поручению Алиева, который не может по понятным причинам открыто заявлять о невозможности возвращения истинных хозяев Арцаха на свою Родину. Иного варианта просто нет.