Страны Евразийского региона, в том числе Армения, исторически зависят от экспорта сырья, после чего импортируют изготовленную из него же продукцию с высокой добавленной стоимостью. Как переломить эту тенденцию и создать современную технологичную экономику? И какова роль государств в этой ситуации – как пассивного наблюдателя или активного стратега? На эти и другие вопросы попытался ответить Евразийский банк развития (ЕАБР), представив на онлайн-презентации 7-го октября свое новое исследование «Потенциал развития промышленности высоких переделов в Евразийском регионе»…
ВЫЗОВЫ ТЕКУЩЕЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ, ЗАТОЧЕННОЙ ПОД ЭКСПОРТ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И НИЗКОМАРЖИНАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ, могут быть решены за счет развития средних и верхних переделов обрабатывающей промышленности. И это не просто вопрос диверсификации экономики, но и фундаментальное условие долгосрочного устойчивого развития. Промышленность обеспечивает массовую занятость с высокой производительностью и достойными зарплатами, формирует средний класс как основу внутреннего спроса и драйвер диверсификации, а также придает экономике скорость, качество и устойчивость. Неслучайно, что сегодня во всех странах, в том числе и развитых, происходит возврат к промышленной политике: достаточно следить за действиями в этой области президента США Дональда Трампа. Тем более, что сегодня мир находится на рубеже новой промышленной революции и перехода от индустрии 4.0 (киберфизические системы) к индустрии 5.0 (совместная работа робота и человека, искусственный интеллект и цифровизация всей промышленности).
По словам представляющего аналитический доклад ЕАБР руководителя Центра отраслевого анализа банка Армана Ахунбаева, промышленность высоких переделов занимается глубокой (многостадийной) переработкой сырья, превращая его в сложные готовые товары с более высокой добавленной стоимостью и технологической сложностью. Но такая индустриализация не происходит сама по себе: она требует активной роли правительства, ведь все государства сегодня борются за добавленную стоимость, и успех перехода между этапами критически зависит от их способности точно определять оптимальные отрасли для каждой фазы.
В этом плане, на наш взгляд, правительству Пашиняна, вопреки претенциозным декларациям, почти за 7,5 лет так и не удалось изменить в лучшую сторону структуру экономики и сформировать экономику высокого, с большой добавленной стоимостью, передела, выпускающую экономически сложные товары. Армения по-прежнему производит и экспортирует преимущественно сырье, элементарные продукты питания, то есть продает продукцию самого низкого, первого, передела и, в свою очередь, сильно зависит от импорта произведенной из нее же более сложной продукции. А судя по депрессивным промышленным показателям нашей страны, выверенной и детально проработанной промышленной политики у властей нет (ниже мы представим конкретные факты, подтверждающие сказанное).
Однако прежде еще раз, как говорится, «на пальцах», объясним, что такое продукция высокого передела. Можно срубить лес и в таком виде экспортировать его, а можно сначала переработать его и поставить на внешние рынки, например, бумагу или мебель. Понятно, что стоимость товара в обоих случаях будет разниться, как небо и земля, причем, чем больше передел (глубина переработки), тем ценнее и дороже конечный продукт.
Леса в Армении считай, что нет. Зато есть металлические полезные ископаемые – медь, молибден, золото. Однако правительство Пашиняна за 7 с половиной лет правления не только не сделало ни единого шага в сторону более глубокого передела этого ценного сырья, но даже откатилось в этом плане назад. Так, согласно данным Таможенной службы РА, Армения в прошлом году увеличила экспорт медной руды на 20,4% — до 341,5 тыс. тонн. То есть, вместо шагов по увеличению производства из руды медного концентрата, черновой (производилась в Армении до 2018 года) и электротехнической меди, не говоря уже о продукции из этого металла, растет экспорт самого первичного (читай: дешевого) звена технологической цепочки – добытой из недр руды и ее продаже без всякой дополнительной переработки. При этом даже первая стадия переработки руды до концентрата, напротив, уже долгое время снижается. Armstat только что опубликовал данные за 8 месяцев этого года, согласно которым, производство медного концентрата не дотянуло более 8% даже до аналогичных прошлогодних показателей.
СКАЖЕМ БОЛЬШЕ. ОСВОЕННАЯ ПРЕДЫДУЩИМИ ВЛАСТЯМИ БОЛЕЕ ГЛУБОКАЯ ПЕРЕРАБОТКА МОЛИБДЕНОВОЙ РУДЫ и получаемого из нее концентрата с выходом на производство ферромолибдена, напротив, быстро убывает. Так, по данным национального Статкомитета, производство ферромолибдена в Армении сокращается уже третий год подряд (в 2022 году – около 9 тыс. тонн, в 2023-м – 7,7 тыс. тонн, в 2024-м – менее 4,5 тыс. тонн), а за 8 месяцев этого года по сравнению с тем же периодом прошлого года оно снизилось на 32,6% — до 1 тысячи 977,6 тонны. Более того, на 13% упало и производство молибденового концентрата.
Такой спад очень трудно объяснить – тем более, на фоне непрестанных заверений властей о стремлении к построению экономики высоких переделов. Замминистра экономики Армении Эдгар Закарян объясняет этот спад идущим процессом технологического переоснащения армянских металлургических заводов по выплавке ферромолибдена, но ведь эта ситуация продолжается уже почти 4 года. А на вопрос, когда производственные планы металлургических компаний будут наконец реализованы, замминистра ответить затрудняется.
Таким образом, понятно, что Армения сегодня не в топах стран с выпуском сложной высокотехнологичной продукции. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП Армении составляет 10,5% (или $2,7 млрд), а доля в ней продукции средних и высоких переделов – всего 6,5%. По расчетам ЕАБР на основе данных UNIDO (специализированное учреждение ООН по промышленному развитию), экспорт продукции средних и высоких переделов на душу населения в среднем за год (2019-2023 гг.) составил у Армении 253 доллара США, причем наблюдавшееся за указанный период некоторое увеличение экспорта продукции 2-й стадии переработки связано преимущественно с экспортом в направлении России. С этим, по-видимому, связано и то, что, по данным Обсерватории экономической сложности (индекс Hausmann), Армения (57-е место) демонстрирует значительный прогресс в части усложнения экономики в последние три года (после начала войны на Украине)…
Окончание следует.