Логотип

ПРЕМИЯ «ТЕКЕЯН» — ПОРОЙ ВОПРЕКИ И ВСЕГДА ВО ИМЯ

Торжественной церемонии вручения 31-ой ежегодной премии «Ваан Текеян» в сфере искусств и науки Культурного союза «Текеян» предшествовала премьера документального фильма «Между Арменией и Спюрком», посвященного одному из основателей этой авторитетной арт-награды Ерванду Азатяну…

Родина и Диаспора, Артисты и Меценаты… Сохранение духовного наследия армянского народа и сегодняшнее развитие национальной культуры — большое, всеобщее, всеармянское дело, которому служит Союз «Текеян». Служит порой вопреки и всегда во имя.

ФИЛЬМ «МЕЖДУ РОДИНОЙ И СПЮРКОМ», ПОСВЯЩЕННЫЙ ВИДНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ ЛИТЕРАТУРЫ, УЧЕНОМУ, общественному и политическому деятелю Ерванду Азатяну, режиссера Артема Агасаряна и продюсера Дианы Маркосян рассказывал о человеке, чей жизненный путь символизирует все то, на чем настаивает Союз «Текеян». Между Родиной и Спюрком, между исследованиями в области американской литературы и служением культуре родного народа как главному источнику сохранения его самоидентификации за пределами Армении. Книги, лекции, статьи, работа редактора в газетах «Зартонк», «Арев», «Пайкар». Председательство в культурных фондах, в том числе представительства США и Канады Союза «Текеян»… Во времена, когда Родина умела быть благодарной, Ерванд Азатян был удостоен самых высоких ее наград, полученных из рук Католикоса Всех армян и президента страны. И, возможно, премия «Текеян», вдохновителем и сооснователем которой он являлся, награда не только победителям конкурса, но и тем, кто получает возможность воочию увидеть результаты «дела, которому ты служишь».

Но вернемся собственно к теме награждения. В разные годы лауреатами премии становились Сильва Капутикян, Грачья Тамразян, Варужан Варданян, Эмиль Газаз, Оган Дурян, Тигран Мансурян, Левон Хечоян… — люди, имена которых вписаны золтыми буквами в историю армянской культуры и искусства. А если учитывать, что премия «Ваан Текеян» присуждается не за «честь и достоинство», а за конкретные работы, созданные в пределах конкретного конкурсного года… Тогда… Тогда остается развести руками и признать, что времена действительно мельчают, и мы мельчаем вместе сними.

Кажется, в не таком уж далеком 2010-ом году эта премия присуждалась в 9 номинациях, количество заявок исчислялось многими десятками, и получали ее не просто артисты и художники, но творцы, «пароходы и человеки». В нынешнем году конкурсантов было порядка 20 и в 4 номинациях. Опять же, если учитывать, что речь идет не только о сертификате, но финансовом вознаграждении в 1 500 долларов США, вряд ли в уменьшении заинтересантов можно упрекнуть Союз «Текеян».

За три дня до вынесения решений экспертов по каждой категории в выставочном зале Союза прошло превью работ в номинациях «Изобразительное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство» — открыто и прозрачно, как мы любим.

«Работа, которую проводит Союз «Текеян», заслуживает самой высокой оценки. Сегодня в нашем государстве слишком много конкурсов, которые больше похожи на шоу и которые проводятся словно для того, чтобы стать информационным поводом для телевизионщиков. В результате получается много культурных событий и мало настоящей культуры. Премия «Ваан Текеян» относится к той категории премий, которая имеет очень важное значение конкретно для развития изобразительного искусства в нашей стране. Но я посмотрел экспозицию и, откровенно признаться, не доволен. У меня создалось впечатление, что наши художники смотрят сквозь пальцы не только на союз «Текеян», но и на нашу живопись. Это серьезная премия, Союз «Текеян» реализует огромную деятельность по всему миру! А сегодня я смотрю и могу назвать лишь пару работ не ниже планки. Повторюсь, мне бы хотелось более серьезного подхода к этому делу. На премии такого уровня надо представлять работы, воплощающие дух нашей страны, ее развитие, открывающие страну с неожиданных ракурсов», — говорил присутствующий на показе художник- классик Фараон Мирзоян.

НЕ СОГЛАСИТЬСЯ С НИМ БЫЛО СЛОЖНО. НУ, ДА. БЫЛ ВЫРАЗИТЕЛЬНЕЙШИЙ ПОРТРЕТ АКТРИСЫ СИРАНУШ ГУКАСЯН гюмрийского художника Самвела Лачикяна. Был замечательный «Санаин» в таинственном багрово-зеленом закате Стаса Намина. Было динамичное «Равнодушие» Сирануш Варданян. А дальше, все очень мило, но — времена мельчают, и мы мельчаем вместе с ними?

Впрочем, председателю Союза «Текеян» Рубену Мирзаханяну впадать в уныние не свойственно — времена и их искусство меняются. В будущее он смотрит с оптимизмом.

«Да, к сожалению, представленные работы — в общем и целом хотелось бы, чтобы они были… солиднее что-ли. Тем не менее, как уже отмечалось, есть две-три работы, заслуживающие самого серьезного отношения, а нам, чтобы присудить премию, больше и не нужно. Я рад, что сегодня здесь представлен Стас Намин. Мы и дальше будем стремиться, чтобы в конкурсе принимали участие как можно больше артистов, живущих вне Армении — так у нас будет более широкая панорама, и критерии будут соответствовать международным стандартам», — сказал Рубен Карленович.

По решению экспертной группы, состоящей из видных художников, лауреатом премии «Текеян»-2025 в номинации «Изобразительное искусство» стал Стас Намин за тот самый «Санаин». А награда в сфере декоративно-прикладного искусства досталась ООО «Арцах Карпет» за ковер «Цветы Шуши».

Кажется, в номинациях «Литература» и «Армяноведение» — здесь принимаются исследования истории, культуры, языка и религии армянского народа — премия вручалась каждый раз со дня ее основания. Мысль и Слово — особый фокус внимания Союза «Текеян» и, возможно, дань великому поэту, имя которого он носит.

Эрмине Авагян стала лауреатом премии за поэтический сборник «Голубые крыши». Награду в номинации «Армяноведение» получила австрийский журналист, бывший дипломат и правозащитница Биргит Кофлер-Бетшарт за книгу «Я убил, но не убийца: Геноцид , месть жертв и операция «Немезис»». В книге не только описаны судьбы участников операции, но подчеркивается важность исторической справедливости.

В нынешнем году Союз «Текеян» учредил еще одну премию — «Баграт Назарян», и ее получил Армен Айвазян за книгу «Армянское войско в Арцахе в 1722-1735 гг.».

Кажется, в лучшие годы количество номинаций и лауреатов премии «Текеян» доходило до 11… В нынешнем музы вели себя куда как скромно. И к чести Союза «Текеян», он остался верен принципу «высокое искусство живо, пока в нем живы высокие критерии». Если проще, такая премия случайностью быть не может. Зато награда нашла своих заслуженных героев в сфере «Мысль и Слово». Что дает повод вослед Рубену Мирзаханяну быть оптимистами. А Союз «Текеян» продолжает свое большое, всеобщее, всеармянское дело. Дело, которому он служит порой вопреки и всегда во имя.