Логотип

ПРИШЛИ И ПОСЕЛИЛИСЬ

Одно из направлений исследований, которыми занимается доктор биологических наук, профессор ЕГУ Марине АРАКЕЛЯН – происходящее в последние годы массовое заселение территории Армении чужеродными видами животных и растений. Проблема эта очень серьезная, поскольку становится реальной угрозой сложившейся экосистеме. В общем-то вторжение чужеродных видов в другие экосистемы (инвазия) – явление распространенное. Однако такого рода проникновения могут иметь разные последствия. Некоторые виды-эмигранты, обосновавшись в новых местах, не наносят вреда сложившейся экосистеме. Так, например, впервые обнаруженные в Армении в 90-е годы ящерицы-гекконы массово расселившись в Ереване и других городах, заняли пустующую прежде нишу заброшенных строений и пустырей. Сейчас их количество продолжает расти. Они ведут ночной образ жизни, питаются насекомыми и никому не наносят вреда.

 ОДНАКО ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА БЕЗОБИДНЫ. СЕРЬЕЗНОЙ ПРОБЛЕМОЙ ДЛЯ ЭКОСИСТЕМЫ АРМЕНИИ стало появление амурского чебачка – маленькой, но очень зловредной рыбки, активно осваивающей водные пространства нашей страны. И что особенно настораживает: амурский чебачок попал в Армению не сам по себе, как это часто бывает с другими видами. Опасный пришелец оказался здесь по вине человека. Кто-то из рыбозаводчиков привез этих маленьких чудовищ в Армению, ошибочно приняв их за мальков белого амура, которого массово разводят в рыбных хозяйствах. Теперь амурский чебачок быстро расселяется по всем водоемам, осваивая все новые пространства и вытесняя аборигенные виды. Причем ему ничто не угрожает. Пришелец — рыбка не только несъедобная, но и ядовитая. Употреблять ее в пищу не могут не только люди, но и животные, а сам он охотно пожирает икру других рыб, сокращая таким образом их популяцию. Предполагается, что вскоре он появится и в Севане, и это создаст озеру дополнительные проблемы. Но и это еще не все. Амурский чебачок также является переносчиком инфекций, заражая ими других рыб.

И это не единственный случай. К сожалению, большинство чужеродных видов проникают в Армению по вине человека, так и не научившегося грамотно и разумно обращаться с природой. Нередко распространение новых видов происходит из-за уничтожения их среды обитания в других регионах, расширения сельскохозяйственных угодий и городов. Очень серьезной причиной проникновения новых видов является потепление климата. Минимум на 10 километров в год происходит передвижение видов с юга на север.

 За последние годы в Армению переселилось 40 видов чужеродных животных и 120 видов растений, и число их постоянно растет. Это и множество гусениц, бабочек и других насекомых, многие из которых оказались вредителями. В Армении появились жуки, которые поедают хвойные и самшитовые растения, новый вид комаров, распространяющих разные заболевания, в том числе малярию, которой в Армении не было много десятилетий. По имеющимся сегодня прогнозам, через 5-10 лет в Армении следует ожидать распространения малярии. Родина этих комаров – Африка, но в связи с потеплением они стремятся на север, где климатические условия их больше устраивают, и по пути оседают в Армении.

Видов-пришельцев в Армении становится все больше и больше. Они быстро заселяют новые территории, легко размножаются и часто проявляют агрессивные свойства. Причем местные виды не выдерживают конкуренцию с ними. Пришельцы прекрасно адаптируются в новых условиях, они очень неприхотливы, непривычные изменения температуры и влажности их не пугают, они проявляют агрессивные свойства, а вот аборигенные виды, в том числе и те, которые входят в Красную книгу, в борьбе за жизнь проигрывают.

БОРОТЬСЯ С ИНВАЗИЕЙ ОЧЕНЬ СЛОЖНО, ЗАЧАСТУЮ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО, но принимать превентивные меры в наших силах, — говорит профессор Марине Аракелян. — Нужно прогнозировать эти вторжения и принимать необходимые меры. Во-первых, надо перестать завозить в Армению чужеродных животных и растения, установить за этим строгий контроль. И тут речь идет не только об умышленном ввозе в страну чужеродных видов. Нередко они проникают в Армению с другими товарами, непреднамеренно, но таможня не имеет возможности выявлять эти случаи, поскольку не использует современные методы досмотра товаров, поступающих из других регионов мира. И этот вопрос становится все более актуальным.

Необходимые методы контроля есть, они широко применяются в других странах, но до Армении пока не дошли, что влечет за собой тревожные результаты. Нет и специалистов по таксонам, по крайней мере их настолько мало, что на таможне они не работают, а потому вместе с товарами в Армению все чаще завозятся чужеродные виды. Разумеется, ученые могли бы оказать помощь таможенной службе, способствовать внедрению современных генетических методов, тест-систем и т.д. Но в общем-то это невозможно сделать без участия и заинтересованности государственных органов, которые, возможно, даже не в курсе о существовании этой проблемы, актуальность которой постоянно растет и должна рассматриваться как одна из задач обеспечения государственной безопасности.

Распространению вредных видов способствует и принятие неверных решений. Так, например, недавно в Армении был разрешен отстрел волков, что будет иметь очень нежелательные последствия. Волков никогда не бывает слишком много. Они распространяются не за счет увеличения численности, а освоения новых территорий. В волчьей стае всегда бывает определенное количество особей. Поэтому говорить, что волков развелось слишком много и они стали реальной угрозой для человека – значит совершенно не знать этих животных. Отстрел волков, разумеется сократит их численность, но никто не учел, что их место займут шакалы, которые куда более опасны для человека, поскольку являются распространителями многих заболеваний. Медлить с решением всех этих вопросов не стоит, ведь речь идет о здоровье населения нашей страны и сохранении сложившейся экосистемы, — сказала М. Аракелян.