Телеграм-канал «Внешний враг» разместил статью советника МИД РФ в отставке Александра АНАНЬЕВА.
Не так давно автор работал в посольстве РФ в Армении под началом посла С. Копыркина. В этот период и позже г-н Ананьев, будучи ярым защитником пропагандистской легенды «во всём виноват Ереван», призванной скрыть сдачу Кремлём Нагорного Карабаха Алиеву, часто становился субъектом разбора авторов нашего сайта, в частности, доктора политических наук Михаила Александрова.
Но наглые выпады бакинского диктатора в адрес России и русских, вероятно, заставляют прозревать даже неисправимых адептов — гг. Лаврова и Захарову. Свидетельством тому — материал канала «Внешний враг» под заголовком «Азербайджан предпринимает попытку перейти на более высокий геополитический уровень», который приводим полностью.
«ВСЛЕД ЗА XII САММИТОМ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ «ОРГАНИЗАЦИИ ТЮРКСКИХ ГОСУДАРСТВ» (ОТГ) в Габале (6-7 октября), на котором председательство в организации перешло от Киргизии к Азербайджану, Баку развернул бурную деятельность. Напомним хронологию предшествующих событий.
16 ноября президент Азербайджана Ильхам Алиев официально присоединился к лидерам Центральной Азии в Ташкенте на их седьмой Консультативной встрече. Соответствующий документ был подписан на саммите, в результате формат C5 (Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан) перешел в C6. А незадолго до этого со среднеазиатской «пятеркой» встречался Трамп: 6 ноября в Вашингтоне прошел саммит «Центральная Азия – США» (C5+1).
18 ноября в рамках первого Форума азербайджано-американских мозговых центров директор Евразийского центра Атлантического совета Джон Хербст приветствовал создание платформы C6 с присоединением Азербайджана и заявил, что США считают Центральную Азию и Южный Кавказ приоритетными регионами.
19 ноября в Баку руководители региональной гуманитарной «Сети Красного Полумесяца» государств-членов ОТГ подписали меморандум о создании платформы «Красная сеть» с целью формирования единых механизмов гуманитарного реагирования на чрезвычайные ситуации.
20 ноября в Баку состоялось заседание министров юстиции государств-членов ОТГ. Участники подписали совместную декларацию о цифровой трансформации правовых систем, что будет способствовать не только унификации судебной отрасли, но и позволит оказывать внешнее давление на судебные и правовые процессы в регионе.
ВЕСНОЙ АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ МЕДИА АЗЕРБАЙДЖАНА ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ОТГ проводило серию тренингов для журналистов тюркоязычных стран, где отрабатывались подходы к «борьбе с фейками» и «повышению медиаграмотности». Фактически речь шла о выработке единой информационной линии, формировании общего медиаполя в рамках ОТГ. Руководство Азербайджана намерено создать координационный центр, через который в страны Средней Азии будут транслироваться общие идеологические нарративы в тюркских интересах.
По той же схеме для продвижения «тюркских ценностей» Баку пытается выстроить деятельность НПО ОТГ, где под видом благотворительности формируются идеологические сети влияния. Для активизации работы этой сети неправительственных организаций в Баку 23-26 ноября проведут первый форум солидарности НПО ОТГ, что позволит усилить политическое влияние руководства Азербайджана в регионе. Формат форума позволяет продвигать стратегические инициативы под видом гражданского сотрудничества. Баку намеренно переносит политические цели на уровень НПО, которые становятся каналами распространения нужных повесток.
Нельзя не заметить, что в последние несколько лет проникновение Азербайджана в Центральную Азию заметно усилилось, приобрело новое качество. Дело в том, что, помимо географической близости, у Азербайджана в Центральной Азии есть экономические интересы, а также политические мотивы. После победы во второй карабахской войне Азербайджан стал претендовать на роль лидера не только в рамках Закавказья, но и в Центральной Азии и даже на Ближнем Востоке. На внеочередном саммите ОТГ в 2023 г. Алиев заявил, что «тюркский мир не ограничивается границами тюркских государств», охватывая «гораздо большую географию».
Таким образом, в Азербайджане создают многоструктурную систему сотрудничества с ЦА, где гуманитарные организации, военное сотрудничество и энергетические проекты работают на одну цель – продвижение тюркской повестки, диктуемой западными кураторами. Баку усиливает контроль над тюркскими форматами, превращая их в площадку для внедрения правовых моделей, удобных западным партнёрам. Гуманитарные вопросы становится инструментом переориентации тюркских стран под новые стандарты и контроль. Долгое время гуманитарное направление было основным направлением сотрудничества.
Сейчас стороны задумываются о совместных экономических и даже военных проектах».
ЧТО Ж, РАДУЕТ, ЧТО ПРОЗРЕНИЕ, ХОТЬ И С БОЛЬШИМ ОПОЗДАНИЕМ, наступает и в среде бывших сотрудников МИД РФ. С сожалением отметим, что уровень российской дипломатии в целом однозначно снизился в последние два с половиной десятилетия. Чего стоит лишь один факт того, что за вопросы СНГ в Министерстве отвечает… японовед Михаил Галузин?!
Таким образом, МИД РФ долгое время не присушивался к мнению экспертов, которые предупреждали обо всём том, о чём сегодня пишет г-н Ананьев, ещё в 1990-е.
Приведем комментарий известного учёного тюрколога, старшего научного сотрудника ИМЭМО РАН Виктора Надеина-Раевского из статьи в «Московском комсомольце» за… апрель 2001 года.
«Почему во время 1-й мировой войны Турция вступила в германский блок? Да потому, что немцы предлагали экспансию на Восток, в тюркоязычные регионы. Всё это по-прежнему живо. Когда человека с пеленок приучают, что турки – великая раса. Не нация, раса! Что все языки мира произошли от турецкого, а вся история человечества основана на истории турок…
Начиная с 92-го года пантюркизм получил второе рождение. Появилась идея создать нечто вроде тюркского СНГ (подчёркнуто нами – А. А.). Естественно, деятельность спецслужб нацелена на всемерное укрепление турецких позиций везде, где позволяет база. В первую очередь в тюркоязычных регионах СНГ».
Так можно ли иметь «стратегическим партнером и союзником» бакинский режим, который является проводником политики Анкары в Закавказье и трамплином для скачка «серого волка» в Центральную Азию?
