Логотип

РАНЬШЕ ЭТО НАЗЫВАЛОСЬ «ОХОТА НА ВЕДЬМ»

В психологии есть термин «депрессивный реализм». Это состояние, в котором человек становится более объективным в оценке происходящего и менее легковерным, с трудом поддается манипуляциям и успешнее находит выход из кризиса. Но быть депрессивным реалистом нелегко, гораздо приятнее жить счастливым идиотом.

Именно в таком состоянии живут сегодня «реформаторы» судебной системы, собирающиеся в ближайшем будущем претворить в жизнь так называемый vetting, о котором заявил на днях премьер Пашинян.

ДЛЯ ТОГО чтобы поддержать инициативу, надо как минимум понять, в чем же она заключается. Итак, vetting — это процесс проверки биографических данных какой-либо личности до назначения его на ответственную должность, принятия в отношении него какого-либо решения и т.д. Параллельно с проверкой изучаются также активы и доходы данной личности с целью выяснения их законности. Как заявил Пашинян, «общественность должна получить исчерпывающую информацию о политических связях судей, об имущественном состоянии, о деятельности до занятия должности судьи, личностных и профессиональных качествах».

Да… Пока специалисты во всем мире бьются головой, фигурально выражаясь, о медные гири, в попытке разрешить неразрешимые проблемы, Пашинян щелкает их, как белка — орехи. Дорогой друг, боевой товарищ, учитель и вождь! А кто, при помощи какого инструментария, в каком объеме будет осуществлять этот vetting? Кто будет проверять «личностные и профессиональные качества» судей?

Грусть нынешней ситуации заключается в том, что вам нечего предложить общественности, кроме себя. Изучать профессиональные качества судей будет специальная комиссия, состоящая из депутатов «Моего шага»? Зрелище, конечно, забавное, но несколько антисанитарное. Из такого интеллектуального лепрозория выйдет в свет такое, что устанешь пыль глотать.

ГОВОРИТСЯ, что в результате vetting-а мы получим третью власть, состоящую исключительно из самых честных судей. Но слово «честный» не знает степеней. Можно сказать «самый трусливый», «самый храбрый». А «самый честный» — нельзя. Или честный, или нет… Это как с девственностью. Или — или. Не скажешь о девушке: «Она там самая девственная».

Или кто может поручиться, что vetting будет осуществляться объективно? Гарантией является природная объективность ставших депутатами вчерашних полуграмотных уличных активистов? В таком случае мир Пашиняна — это мир чудес, где, пользуясь известной метафорой Жозефа де Местра, фруктовые деревья зацветают зимой.

Сам по себе оптимизм премьера не может не радовать, но с уверенностью можно сказать, что vetting в действительности предпринимается с целью «очистить» судебную систему от неугодных по политическим соображениям власти лиц, это настоящая охота на ведьм.

Кстати, с целью помочь «охотникам» Пашиняна и для общего их развития заметим, что в средневековой Европе при взятии ведьм под стражу предпринимались всевозможные предосторожности, дабы нейтрализовать их чары. Чтобы не допустить того, чтобы ведьма соприкасалась с землей, а через нее с силами преисподней, ее следовало вносить в корзине или на плечах. В зал суда ведьму полагалось вводить лицом назад, спиной к судьям, дабы не позволить ей околдовать последних взглядом. Судьям также рекомендовалось носить на шее у себя соль, священные травы и воск.

НЕ СОМНЕВАЕМСЯ, что эти советы очень помогут членам комиссии, разбирающей дела судей. А помощь им будет необходима как никогда прежде, ибо задача перед ними поставлена архисложная: оставить в судебной системе только «наших сукиных сынов».

Беда в том, что формула «наш сукин сын» при всем своем циническом блеске порождает серьезные проблемы. Неясно, какое определение сына является превалирующим, — «наш» или второе? Да, бывают случаи, когда эти два качества находятся в гармонии, на что и указывал Рузвельт. Но гармония не вечна, и в нашем случае чаще приходится говорить о коллизии. Причем когда коллизия возникает, сын, как правило, руководствуется не тем, что он наш, а своей природой, описанной во втором эпитете.

Однако не думаем, что Пашинян намерен вникать во все эти тонкости. Государственное строительство осуществляется им главным образом на поприще красноречия.

… И все же, и все же… Пока в судебной системе не сложился ласкающий взор власти пазл, повторим еще раз медленно наши вопросы: кто, при помощи какого инструмента, с применением каких методик, в каком объеме, в каких сферах, с какой степенью объективности будет осуществлять vetting?