Два года назад экс-госминистр Нагорно-Карабахской республики Рубен Варданян был арестован азербайджанскими силовыми структурами. Что сейчас происходит с ним и другими армянскими пленными, которых удерживает Баку? На этот и другие вопросы EADaily отвечает адвокат, руководитель Центра международного сравнительного права, представитель армянских пленных в ЕСПЧ Сирануш Саакян.
— Как Вы характеризуете то, что произошло с Рубеном Варданяном в Арцахе и продолжается в Баку?
— Уже ровно два года, как он и 17 других армянских пленных были арестованы и незаконно удерживаются в Баку, а ещё пятеро военнопленных — с 2020 года.
Рассматривая Ваш вопрос относительно Рубена Варданяна с юридической точки зрения, должна сказать следующее. Во-первых, вопреки основополагающим правовым принципам, в обвинительном заключении фактически ставится в вину сам факт армянского происхождения Рубена Варданяна. Это проявляется в том, как сформулированы обвинения: принадлежность к армянской нации преподносится как ключевое основание для уголовного преследования.
Во-вторых, в обвинительном заключении Нагорно-Карабахская Республика (НКР), в которой проживали около 150 тыс. армян, объявлена преступной организацией. Это противоречит одному из основных принципов международного права — праву народа на самоопределение. В обвинительном заключении последнее трактуется как подстрекательство к ненависти. Таким образом, документ создает форму криминализации, задним числом определяя как незаконную организацию политическое образование, которое десятилетиями вело переговоры с Минской группой ОБСЕ. При этом Рубена Варданяна обвиняют в событиях, которые произошли за 30 лет до его прибытия в непризнанную республику.
В-третьих, в обвинительном заключении говорится о незаконном пересечении Рубеном Варданяном государственной границы Азербайджана, что стало предлогом для его ареста 27 сентября 2023 года. Но в действительности на тот момент Лачинский коридор находился под контролем российских миротворцев. Более того, Азербайджан взял на себя обязательства по обеспечению свободы передвижения через коридор в соответствии с трехсторонним соглашением от 9 ноября 2020 года. Кроме того, свободный доступ в НКР защищал Международный суд ООН: 22 февраля и 6 июля 2023 года он издал постановления, которые четко признали необходимость обеспечения беспрепятственного передвижения людей, транспорта и грузов через Лачинский коридор в обоих направлениях. Аналогичные постановления выпустил и Европейский суд по правам человека.
Таким образом, азербайджанская сторона не имела никаких оснований для задержания Рубена Варданяна. НКР всегда рассматривался международным сообществом как спорная территория, а обвинительное заключение принимает за установленный факт сам предмет международного спора: правовой статус территории и применимый режим пограничного контроля во время въезда. Тем самым обвинение допускает логическую ошибку, когда в качестве аргумента используется положение, которое само требует доказательства.
— Представители семьи Варданян неоднократно обращались к международному сообществу, призывая обратить внимание к судьбе Рубена Варданяна. Какова в целом реакция? Кто помогает, кто отказывается это делать?
— И мы, и члены семьи, и различные правозащитные организации неоднократно обращались к международному сообществу: как к руководству разных стран, так и к международным организациям и правозащитникам. Мы получали самые разные ответы, были приняты резолюции, такие как, например, мартовская резолюция Европейского парламента. Однако, как вы видите, Азербайджан продолжает незаконно удерживать армянских пленных. Многочисленные обращения и требования международных правозащитников о посещении Азербайджана и участии в объявленном им «открытом судебном процессе» были либо отклонены, либо проигнорированы.
Я бы, например, посоветовала Вам, как СМИ, подать заявку на освещение этих «открытых судебных процессов» и опубликовать полученный Вами от соответствующих структур Азербайджана ответ.
Но сейчас я хочу обратить Ваше внимание на гораздо более важный вопрос, который в настоящее время волнует как нас, правозащитников, так и семьи пленных. С 3 сентября по требованию правительства Азербайджана единственная международная гуманитарная организация, имеющая доступ к армянским пленным, Международный Комитет Красного Креста, прекратила свою деятельность в этой стране. Знаете, что это означает? Это означает, что у нас не будет никакой достоверной и надежной информации о действительном состоянии пленных, которые сегодня оказались перед реальной угрозой быть подвергнутыми насилию и пыткам. К Вашему сведению, хочу отметить, что все вернувшиеся на родину армянские заключённые подвергались пыткам․ Рубен Варданян также подвергался пыткам во время своей первой голодовки в прошлом году, и мы в связи с этим уже обратились в соответствующие структуры ООН.
— Считаете ли Вы, что власти Азербайджана используют Рубена Варданяна как инструмент давления на Армению? Как Вы оцениваете шаги армянских властей в направлении освобождения его из плена?
— Разумеется, удержание не только Рубена Варданяна, но и всех армянских пленных, а также разыгрывание этого судебного фарса преследует конкретные политические цели. В случае Рубена Варданяна нет никаких доказательств его личной причастности или прямой связи с 42 предъявленными ему обвинениями. Более того, эти обвинения могут быть предъявлены любому армянину. Вы следили за освещением судебных заседаний? Обязательно сделайте это. Это просто абсурд. Сотни людей дали показания, рассказывая о том, как они получили травмы, утверждая, что никогда не видели и не знали Рубена Варданяна, и узнали о его «виновности» только из азербайджанских СМИ.
Что касается мер, принятых властями Армении, то они бы считались удовлетворительными, если бы пленные уже были возвращены. К тому же, нас сейчас беспокоит, что в парафированном в Вашингтоне мирном соглашении нет пункта о возвращении пленных, а пункт соглашения об отзыве международных претензий будет означать ни что иное как устранение правосудия и защиты пленных. Другими словами, у режима Ильхама Алиева не будет никаких политических или правовых обязательств по их освобождению. Очевидно, что без освобождения пленных армянское общество не сможет доверять и верить в эти мирные процессы. Поэтому крайне важно решить этот вопрос до завершения этих процессов.
EADaily