2 сентября Международный комитет Красного Креста (МККК) официально заявил, что по решению правительства Азербайджана с 3 сентября деятельность МККК в Азербайджане будет прекращена. Новости Армении — NEWS.am поговорил об этом с руководителем Армянского центра международного и сравнительного права, представителем армянских военнопленных в Европейском суде по правам человека, адвокатом Сирануш СААКЯН.
— Госпожа Саакян, означает ли прекращение деятельности Международного комитета Красного Креста, что армянские военнопленные окажутся в абсолютно незащищённом положении, и больше не будет никакой возможности получать объективную информацию об их реальном состоянии?
— К сожалению, да. Фактически, Международный комитет Красного Креста был единственной международной структурой, имеющей доступ к военнопленным и политзаключённым, удерживаемым в Баку. Через эту организацию семьи могли передавать им посылки, во время посещений представителей Красного Креста организовывались телефонные звонки военнопленных своим близким. Кроме того, Красный Крест передавал информацию семьям.
В настоящий момент нет ни одной независимой структуры, которая могла бы предоставлять объективную и достоверную информацию о реальном положении армянских военнопленных. Это крайне тревожный факт, поскольку тем самым открываются новые безграничные возможности для физических и психологических пыток над пленными.
Прекратившиеся с июня посещения представителей Красного Креста уже имеют свои тяжёлые последствия. Из состоявшихся в последние дни звонков стало ясно, что у пленных имеются серьёзные проблемы с физическим здоровьем и психическим состоянием. Это свидетельствует о том, что отсутствие международного контроля создаёт прямую угрозу их жизни и безопасности.
— В последний раз Красный Крест посещал военнопленных в июне. Вам известно, удалось ли им после этого связаться с семьями?
— Насколько мне известно, бывают короткие телефонные звонки. Но, к сожалению, никто не может сказать, в каком они состоянии. В азербайджанских СМИ в июле появилась информация, что местный комитет по противодействию пыткам посетил изолятор Службы государственной безопасности, провёл мониторинг, встретился с армянскими военнопленными и якобы те не выразили никаких жалоб.
Очевидно, подобными сообщениями создается видимость выполнения функций Красного Креста местными структурами, поскольку решениями Европейского суда по правам человека применяется промежуточная мера, согласно которой Азербайджан обязан с определённой периодичностью информировать их о защите прав и состоянии здоровья пленных.
Однако Азербайджан не только неохотно выполняет это обязательство, но и предпринимает попытки отмены этих мер через различные ходатайства, представляя суду одностороннюю, зачастую не соответствующую действительности ложную информацию.
— Вчера появилась информация, что Виген Эулджекчян продолжает голодовку, и его жизнь в опасности. Есть ли у вас какие-либо сведения об этом?
— Сведения отрывочные. У нас нет никакой возможности получить объективную информацию о его реальном состоянии. Конечно, как я отмечала и ранее, существует возможность через нейтральные третьи страны обеспечить консульские услуги и визиты к армянским военнопленным. Ещё в марте мы обратились по этому поводу в МИД Армении, учитывая уже звучавшие со стороны Азербайджана угрозы прекратить деятельность Красного Креста.
Но, к сожалению, никаких практических и видимых шагов в этом направлении до сих пор не предпринято.
Как известно, в парафированном мирном соглашении вопрос военнопленных также не оговаривается. Азербайджанская сторона, вместо того чтобы в доказательство своих намерений установить мир немедленно освободить удерживаемых армян, фактически выдворяет из страны единственную международную гуманитарную организацию.