СОЧЕТАНИЕ ЕГО АРМЯНСКОГО ИМЕНИ И ВОСТОЧНОЙ ФАМИЛИИ на первый взгляд показалось странным, но Саро пояснил: Эмирзе — сокращенная версия от родовой фамилии Эмирзян, которую его предки — выходцы из Сиваса (Себастия), оказавшись в Стамбуле, изменили после Геноцида. Сам Саро и его брат Арен родились уже в Германии, в 1970-х гг. их отец, Гарегин Эмирзе, принял решение оставить Стамбул и переехать в Европу.
— Я выходец из артистической семьи, мой отец был музыкантом, играл на гитаре, пел и имел ансамбль в Стамбуле, — рассказывает Саро. — Но в Турции отцу не хватало свободы творчества, и он решил покинуть землю предков — Западную Армению и переехать в Европу. — Моя мама, Седа, училась в Стамбуле в австрийской школе и владела немецким языком, что и повлияло на переезд именно в Германию. Так наша семья оказалась во Франкфурте, где родились мы с братом.
В доме Гарегина Эмирзе до сих пор хранятся тексты и ноты армянских песен, которые он исполнял как со сцены, так и в кругу друзей. Младший сын Арен решил пойти по стопам отца — увлекся пением и игрой на гитаре. Решив не отставать от них, Саро взял в руки гитару, но не особенно с ней подружился. Затем в биографию вписались еще три мучительных года игры на фортепиано, впрочем, Саро быстро осознал, что это не его стезя.
Но однажды он увидел документальный фильм о Станиславском, чья театральная деятельность очень заинтересовала Саро. Потом, посмотрев фильм «В порту» режиссера Элиа Казана с участием звезд мирового кино Марлона Брандо и Рода Стайгера, Саро решил стать актером.
— Я смотрел фильм десятки раз, выучил наизусть диалоги Брандо и Стайгера, репетировал их перед зеркалом, не давая покоя домочадцам, — рассказывает Саро Эмирзе. — Однажды мама познакомилась с актрисой, которая рассказала мне о сложностях и достоинствах актерской профессии, о том, какие большие конкурсы при поступлении на актерские факультеты в Германии. Я выслушал актрису, оценил ситуацию и решил попробовать свои силы. Подал документы в 5-6 театральных школ, и в Лейпциге меня взяли. Я поступил на актерский факультет в первый же год. Фортуна мне улыбнулась. В то время я учился в Университете Гете во Франкфурте-на-Майне, где изучал немецкий и английский языки, однако практически не присутствовал на уроках. Родителям говорил, что хожу на занятия, а сам бегал по кинотеатрам, смотрел лучшие фильмы немецкого и зарубежного производства, восхищался игрой талантливых актеров.
ОБУЧАЯСЬ В ЛЕЙПЦИГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ МУЗЫКИ И ТЕАТРА им. Феликса Мендельсона Бартольди в 1999-2003 гг., Саро Эмирзе параллельно прошел двухгодичный учебный курс в Дрезденской драматической студии и выступал в качестве приглашенного артиста в Дрезденском государственном театре, где впервые поднялся на сцену в спектакле «Диско», исполнив главную роль. Перед молодым талантливым актером открылись двери в театры разных городов Восточной Германии — «Молодое поколение», Дрезден, «Герхарта-Хауптмана», г. Циттау (Герлиц), «Плауэн-Цвикау», г. Плауэн, а в одном из них он начал работать в составе постоянной труппы, задержавшись там на 10 лет. За эти годы Саро сыграл много ролей, в том числе и главных: Бомарше в пьесе «Клавиго» В.Гете, Робеспьер в «Смерти Дантона» Г.Бюхнера, майор Крампас в «Эффи Брайст» Т.Фонтана, Маки Мессер в «Трехгрошовой опере» Б.Брехта и др.
— Но вдруг мне захотелось перемен и, решив стать актером-фрилансером, я переехал в Берлин, где познакомился с труппой «Шекспир и Партнеры», сидящей на шекспировском репертуаре. Это был новый опыт, особенно с учетом того, что это передвижная труппа, гастролирующая по разным городам и населенным пунктам Германии, — объяснил Саро. — За 5 лет сотрудничества я воплотил образы Короля Лира, Гамлета и других шекспировских героев, играл для самой разной публики, осваивал как драматическое, так и комедийное амплуа…
Саро Эмирзе не скрывает, что, выступая в немецких театрах и воплощая тот или иной образ, он пытался подать его, обращаясь к своей армянской природе, что заметно обогащало как характер персонажа, так и возможности его раскрытия на сцене. Так, если в спектакле ему как актеру предстояло петь, он обязательно выбирал армянскую песню. Для немецкой публики это представлялось новым, экзотичным, привлекательным, а для Саро — возможностью проявить свое армянское начало.
Нашего талантливого соотечественника не обошел вниманием и немецкий телевизионный кинематограф. Саро Эмирзе снимался во многих телефильмах, но всегда мечтал о большом кино, которое привело его в актерскую профессию. И мечта сбылась. В 2019 г. он неожиданно для себя получил приглашение из Голливуда на роль в фильме Survivor («Выживший») Барри Левинсона — создателя знаменитого «Человека дождя» и «Тутси» с Дастином Хоффманом. Съемки «Выжившего» прошли в феврале-июне 2019 г. в Будапеште и Нью-Йорке, фильм рассказывает о польском еврее Гарри Хафте, выжившем в концлагере Освенцим принимая участие в боксерских поединках насмерть, организуемых нацистскими охранниками. Для работы над образом Переса Хафта — брата Гарри Хафта Саро Эмирзе пришлось похудеть почти на 14 килограммов.
— Воплотить образ еврея мне оказалось не так сложно. В истории армян и евреев много общего, оба народа пережили Геноцид. История моего персонажа похожа на судьбы многих армян, да и в фильме у моего героя есть брат, как и у меня в жизни. И эти совпадения также способствовали удаче в работе над ролью. Единственное, чему мне пришлось научиться, — это говорить на английском языке с еврейским акцентом, но я справился и с этим, — признается Саро. — Это мой первый международный проект в кино, где я работал вместе с Беном Фостером, Дэнни де Вито, Питером Сарсгаардом, Джоном Легуизамо и другими известными актерами. К сожалению, из-за пандемии работа над фильмом была приостановлена, но, надеюсь, его выход на большие экраны не за горами, — рассказал Саро Эмирзе.
ОН ТАКЖЕ СНИМАЕТСЯ В МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛИПАХ ПРОЕКТОВ своего брата Арена, пишущего современные песни на английском, немецком и армянском языках и перенявшего от отца страсть к армянским песням, с которыми нередко выступает на разных сценах. Несколько лет назад он дал концерты и в Ереване. В качестве творческого имени Арен выбрал родовую фамилию Эмирзян: на портале Youtube можно найти его альбомы и песни под именем Aren Emirsian, или просто Emirsian. Одна из песен исполнена совместно с известным американским рок-музыкантом Сержем Танкяном.
В 2014 г. Саро Эмирзе снялся в короткометражном фильме «Возвращение» (The Return) немецкого режиссера армянского происхождения Рузан Даниелян. Картина о выборе между комфортной жизнью и зовом крови, долгом перед исторической родиной и памятью предков. Сюжет построен вокруг истории об армянской семье, проживающей за рубежом. Главный герой Акоп, узнав, что в Арцахе началась война, решает бросить благополучную жизнь и отправиться на родину, вопреки желанию своей жены. Отстояв право своего народа на жизнь на земле предков, он возвращается домой инвалидом, но жизнь становится уже иной.
— Мне бы хотелось поработать в армянских проектах, — признается Саро. — И если в мой первый приезд в Армению 15 лет назад у меня такой возможности не было, то сейчас это не исключается. Я приехал в Ереван просто отдохнуть, погулять по Армении, ближе познакомиться с исторической родиной и исполнить желание моего отца, который так ни разу и не побывал в Армении. Но по ходу знакомства со страной я встретил много разных людей, обрел друзей, побывал на встречах с армянскими режиссерами, которые проявили ко мне интерес как к актеру. Сейчас я сотрудничаю с Берлинским театром Максима Горького, но, быть может, в ближайшее время вернусь в Армению и пополню свой послужной список. Ведь, как и у Уильяма Сарояна, мое сердце тоже остается в горах Армении».