Логотип

СВЯТОТАТСТВО ПЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ

С каждым днем захватнической 44-дневной войны 2020 года азербайджано-турецкий тандем раскрывал свой звериный облик и террористическую суть, интенсивно обстреливая мирные поселения, гражданские объекты, больницы, школы, детские сады Нагорного Карабаха (Арцаха). Апофеозом варварства стали прямые ракетные удары 8 октября, на 11-й день войны, по символу г. Шуши – церкви Сурб Аменапркич Казанчецоц (церковь Святого Христа Всеспасителя Казанчецоц) XIX века.

ПЕРВЫЙ УДАР ПО СОБОРУ БЫЛ НАНЕСЕН В 12 ЧАСОВ 30 МИНУТ. Снаряд попал в купол храма, серьезно повредив и внутреннюю часть церкви. В церкви укрывались гражданские лица, в том числе дети, и лишь по счастливой случайности обошлось без жертв, потому что все находились глубоко в подвале. Однако в пять часов вечера, когда представители местных и иностранных СМИ осматривали нанесенные храму повреждения, был произведен второй прицельный удар по церкви, в результате чего ранения различной степени получили журналисты, в том числе опытный военкор, главный редактор «Сегодня.ру» Юрий Котенок, который чудом выжил, так как был в оперативном порядке доставлен в Степанакерт и прооперирован.

Как впоследствии признается российский журналист, удар БПЛА по храму Христа Спасителя в городе Шуши изменил его жизнь «не на сто, а на двести процентов». Такое признание военкор сделал, представляя в конце апреля сего года в Ереване свою автобиографическую книгу «Выживший». «Арцах навсегда остался в моем сердце. Несмотря на 20 полученных осколков и до сих пор находящиеся во мне железные пластины, я готов снова поехать туда по зову судьбы», – добавил он.

Тогдашний предводитель Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян увидел в нанесении удара по шушинской церкви почерк террористической группировки «Исламское государство».

«Они бьют по нашим духовным ценностям в то время, как мы восстанавливаем мечети», – возмущался он, имея в виду тот факт, что в НКР, наряду с христианскими духовными объектами, все мусульманские храмы, в том числе две персидские мечети в Шуши и азербайджанская мечеть в Агдаме (Акна) были взяты под государственную охрану.

ДВОЙНОЙ ПРИЦЕЛЬНЫЙ УДАР ПО ШУШИНСКОМУ СОБОРУ «КАЗАНЧЕЦОЦ» осудил ряд международных организаций. В частности, правозащитная организация Human Rights Watch отметила в своем отчете: «целый ряд обстоятельств указывает на то, что оба удара целенаправленно наносились именно по церкви. Найденные на месте фрагменты свидетельствуют о применении управляемых/корректируемых боеприпасов».

 «Такие нападения могут быть квалифицированы как военные преступления. Они производят впечатление преднамеренного нападения в нарушение законов и обычаев войны», – конкретизировала HRW.

А в это самое время организатор теракта всячески пытался убедить международное сообщество в обратном. Категорически отрицая в интервью корреспонденту BBC News, что церковь была военной целью азербайджанских сил, президент Азербайджана Ильхам Алиев без тени смущения заявил, что удар был «либо ошибкой нашей артиллерии, либо преднамеренной провокацией самих армян». На вопрос, могла ли одна и та же ошибка совершиться дважды за один день, бакинский диктатор еще более цинично и вызывающе лживо ответил: «Почему бы и нет? Разве вы не видели изображения азербайджанских мечетей на оккупированных территориях? Они все уничтожены. В наших мечетях держат свиней. Мы не нападаем на мирных жителей, в отличие от них».

Параллельно вовсю старалась приспешница бакинского режима «журналист-политолог», корреспондент агентства ИТАР-ТАСС Саадат Кадырова, которая в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале Россия 1, сравнив христианский храм с сортиром, а жителей НКР – с террористами, оправдала бомбардировку церкви, утверждая, что в борьбе с «террористами» все средства допустимы. Сей вульгарный цинизм, надо сказать, вызвал негодование и возмущение у большинства участников программы и оттолкнул даже тех, кто потенциально готов был взять сторону Азербайджана.

Вместе с тем нельзя не вспомнить и о честных и неравнодушных людях, принципиально поднявших свой голос в пользу правды. Это российские и западные парламентарии, эксперты, общественные деятели, люди искусства из разных стран. Арцахцев особенно тронуло и воодушевило, когда спустя несколько дней после коварного обстрела бельгийский виолончелист армянского происхождения Севак Аванесян приехал в Шуши и исполнил в разрушенном соборе Святого Христа Всеспасителя композицию «Крунк» («Журавль») великого армянского композитора Комитаса, пережившего Геноцид армян. Это стало своеобразным посланием миру о том, что обстрел армянского собора является органической частью многовековой вражды турок по отношению к армянам.

Тут необходимо отметить, что собор Казанчецоц был поврежден также во время резни армян в Шуши в 1920 году, а затем использовался в Азербайджанской ССР в качестве хранилища, в частности, склада боеприпасов, и лишь после освобождения города в мае 1992 года был отреставрирован под эгидой Армянской Апостольской церкви.

Сегодня Шуши вновь оккупирован, а собор со снесенными куполом и крестом, целиком затянут строительными лесами и сеткой. Будущее главного храма Шуши, как и самого города, некогда оживленного и последовательно развивающегося культурного центра армян Арцаха, окутано густым туманом. Игнорируя резолюции и призывы ПАСЕ, Европарламента и других авторитетных организаций, бакинский режим отказывает в доступе на перешедшие под его контроль территории делегации ЮНЕСКО и независимым международным экспертам, лишая их возможности осуществления своей непосредственной миссии – ознакомления с состоянием культурных и духовных объектов, что само по себе является новым преступлением. Доколе будет продолжаться такая неестественная ситуация? До полной «нахичеванизации» Арцаха?..