Логотип

СЕКРЕТНЫЙ АРМЯНО-КИТАЙСКИЙ КАУЧУК

Почему «Шанси-Наирит» не платит Армении дивиденды?

На полях прошедшего 31 августа – 1 сентября Тяньцзиньского саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) было принято Совместное заявление об установлении стратегического партнерства между Арменией и Китаем. Стороны выразили готовность работать над увеличением торгового оборота, в том числе путем стимулирования экспорта из Армении в Китай, привлечения китайских инвестиций в Армению. Страны готовы расширять сотрудничество в сфере инфраструктур, ИТ, восстанавливаемой энергии, сельского хозяйства, промышленности и др. Кроме того, Ереван и Пекин намерены развивать сотрудничество в сфере туризма…

 МЕЖДУ ТЕМ СЕГОДНЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ЕРЕВАНОМ И ПЕКИНОМ ТРУДНО НАЗВАТЬ ВДОХНОВЛЯЮЩИМ. Армянский экспорт готовой продукции в КНР продолжает базироваться на алкогольных напитках, по числу туристов в нашу страну (менее 33 тысяч за 2024 год) Китай не входит даже в первую пятерку, а китайские инвестиции в Армении в отличие от соседних Грузии и Азербайджана остаются донельзя скромными и за все годы двустороннего сотрудничества не превышают $1,5 млн. В частности, долгое время проявляемый китайской стороной интерес к строительству в Армении крупного медеплавильного комплекса (smelter), кажется, окончательно угас с приходом к власти Пашиняна.

Совместный армяно-китайский завод по производству хлоропренового каучука «Шанси-Наирит»

 В этом плане достаточно мутной является судьба армянских инвестиций в Китай путем задействования в провинции Шанси совместного армяно-китайского завода по производству хлоропренового каучука «Шанси-Наирит» с долей нашей страны в 40%. Напомним, что в свое время Армения в качестве вклада со своей стороны передала Китаю как интеллектуальную собственность в виде полного пакета производственно-технической документации вместе с лицензией и ноу-хау американской фирмы «Дюпон» и японской «Кобе Стил», а также основные средства завода «Наирит» в виде имущества демонтированной 3-й технологической линии предприятия.

 СП было сдано в эксплуатацию в 2010 году, когда состоялось его торжественное открытие, однако за прошедшие после этого 15 лет, на протяжении которых в городе Датун (Датонг) производится каучук для китайского внутреннего рынка, Армения ни разу не получила полагающуюся ей соответственно ее доли в акционерной компании прибыль. И это при том, что в 2017 году предприятие вышло на полную производственную мощность в объеме 30 тысяч тонн каучука в год, то есть, если раньше отсутствие дивидендов армянской стороны могло еще как-то объясняться недозагрузкой производственных мощностей завода, то в последние 8 лет ссылка на это утратила актуальность.

 За этот период разнокалиберные чиновники из правительства Пашиняна не раз посещали совместное предприятие, однако проблема до сих пор своего решения не нашла. В частности, в 2019 году завод посетил бывший вице-премьер Армении (ныне мэр г. Еревана) Тигран Авинян, который даже заявил, что предприятие «уже можно назвать успешным, состоявшимся проектом». Но и после этого «успешность» завода никак не трансформировалась в хоть какие-то дивиденды для Армении. Тогда сообщалось, что в устав компании внесены некие изменения, которые позволят повысить эффективность управления.

 С ЭТИМ УСТАВОМ ВООБЩЕ ТВОРИТСЯ ЧТО-ТО НЕЛАДНОЕ, И ДО СИХ ПОР НЕ ОЧЕВИДНА ЕГО СВЯЗЬ с уровнем рентабельности предприятия. Так, в августе 2023 года тогдашний министр территориального управления и инфраструктур Армении Гнел Саносян в рамках своего визита в Китай также ознакомился с работой СП «Шанси-Наирит» и его перспективами, где снова обсуждался проект изменения устава компании. Тогда же армянский министр принял участие в 6-м пленарном заседании Совета директоров армяно-китайского СП «Шанси-Наирит» и собрании всех его акционеров. Как сообщили после этого в Министерстве территориального управления и инфраструктур Армении, в рамках очередной встречи директоров были обсуждены текущее состояние деятельности совместного предприятия с персоналом в 800 человек, проблемы, перспективы и направления развития. Гнел Саносян подчеркнул вопрос скорейшего решения проблем, связанных с компанией и обеспечения ее прибыльности, также был поднят вопрос о заполнении должностей с армянской квотой в компании.

 Известно также, что предшественник Саносяна на посту министра (2018-2021 гг.) Сурен Папикян, отвечая в парламенте на вопросы депутатов, сообщал, что Армения ведет переговоры с китайской стороной по вопросу приобретения продукции СП по себестоимости и ее экспорта на другие рынки, однако и эта линия дальнейшего развития не получила. Тогда же появились слухи о том, что совместная армяно-китайская компания обременена взятыми под высокие проценты займами.

 Как бы то ни было, в этой истории слишком много темных пятен, но чиновники продолжают секретничать, скрывая истинные причины значимого для Армении проекта.