Очевидно, что и Ереван, и Анкара хотят продолжения вашингтонского старта: турецкая сторона – чтобы закрепить свое внешнеполитическое влияние в стратегически важном регионе, а армянская власть – с помощью «борьбы за мир» выиграть выборы и иметь возможность впоследствии реализовывать нынешний курс с большим уровнем легитимности, написал в своем ТГ-канале ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО, российский политолог Сергей Маркедонов.
«Я НЕ ВИЖУ ПРИЧИН, ПО КОТОРЫМ ТУРЦИЯ ДОЛЖНА ЗАТЯГИВАТЬ ОТКРЫТИЕ ГРАНИЦЫ С АРМЕНИЕЙ. С армянской стороны нет никаких проблем с задержкой, мы готовы к открытию границ и установлению дипломатических отношений уже завтра». Спецпредставитель Еревана по «нормализации» армяно-турецких отношений Рубен Рубинян излучал оптимизм и уверенность в правильности избранного пути. Собственно, этот комментарий появился на фоне дискуссий о предстоящей встрече представителей Армении и Турции на КПП «Алижан-Маргара».
В чем важность этого события? И действительно ли нас ждет исторический прорыв? Во-первых, Рубинян и его турецкий визави Сердар Кылыч проведут первую сверку часов после вашингтонского саммита. Парафирование мирного договора между Азербайджаном и Арменией, публикация текста соглашения – важные события, которые могут серьезно изменить ландшафт Южного Кавказа. Конечно, это еще не мир, и в проекте мирного договора есть немало «сырых мест». Но очевидно, что и Ереван, и Анкара (сама по себе и в связке с Баку) хотят продолжения вашингтонского старта. Впрочем, целеполагание у сторон разное, что бы и кто ни говорил о наступлении эпохи «вечного мира». Турецкая сторона стремится закрепить свое внешнеполитическое влияние в стратегически важном регионе, а армянская власть с помощью «борьбы за мир» выиграть выборы. И иметь возможность впоследствии реализовывать нынешний курс с большим уровнем легитимности!
Комментируя предстоящую встречу, Рубен Рубинян заявил об успехах армянской дипломатии на пакистанском треке. На саммите ШОС в КНР два министра Арарат Мирзоян и Исхак Дар заявили о решении установить дипломатические отношения. Спецпред Армении говорит, что теперь настала очередь Турции (Азербайджан в уме!). Но здесь есть нюансы. Пакистан не признавал независимость Армении после распада СССР, демонстрируя тем самым свою солидарность с Баку и с Анкарой. Но, собственно, в конфликте на Кавказе он не участвовал. Вовлечение же Турции в армяно-азербайджанское противостояние на фоне массы исторических споров создает иное качество проблем.
Ведь на том же пограничном КПП спецпредставители уже встречались в 2024 году, переговоры проходили на отремонтированном пункте. Однако прорыва за это время не случилось. Турция всегда настаивала на снятии всех барьеров на пути к «нормализации» с Арменией после армяно-азербайджанского урегулирования. Но достаточно ли будет для Анкары бодрых заявлений Дональда Трампа и Никола Пашиняна о достигнутом мире, новой эре и даже дружбе вчерашних противников? Ответа на этот вопрос ждать недолго, встреча состоится в ближайшие дни!» — написал Сергей Маркедонов.