Логотип

СИЛОВОЕ ШОУ С ИНФОРМАЦИОННЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Как и следовало ожидать, мэр Гюмри Вардан Гукасян арестован на 2 месяца. С подобного утверждения сегодня можно начать практически любой материал, если суд определяет меру пресечения, а на скамье подсудимых  — оппозиционер. Или даже не оппозиционер, а человек, по убеждениям своим власть не поддерживающий.

РАЗЛИЧИЕ В ДЕЛЕ ВАРДАНА ГУКАСЯНА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЛИШЬ В ТОМ, ЧТО РЕШЕНИЕ ОБ ЕГО АРЕСТЕ сроком на 2 месяца принял не широко известный «арестный» судья Масис Мелконян и даже не Карен Фархоян или Ваге Долмазян, а Вардкес Саргсян.

Судья назначен на должность в июле 2022 года, специализируется на коррупционных преступлениях Антикоррупционного суда, и надо признать, что до недавнего времени это имя  было мало знакомо общественности. Правда, судья Саргсян председательствовал на достаточно резонансном процессе по делу бывшего начальника Полиции Владимира Гаспаряна и летом 2024 года  вынес вердикт: признать Гаспаряна виновным, но от отбывания наказания освободить  по одной части обвинения  на основании истечения срока давности, а по другой —  в его отношении  была применена амнистия. Что касается Гукасяна, то судья своим решением ограничил его в свиданиях со всеми, кроме членов семьи. Мэр Гюмри содержится в УИУ «Кентрон».

Операция в мэрии Гюмри, как известно, началась с утра в понедельник, 20 октября, и сопровождалась  всеми полагающимися в подобных случаях атрибутами: атмосфера страха, многочисленные силовики, «красные береты», никого не впускающие и не выпускающие,  обыски, задержания и т.д. Сценарий отработан, последующие события понятны уже с первых минут. По итогу,  после нескольких часов сопротивления многочисленных сторонников мэра, окруживших здание, Гукасяна все-таки вывели из кабинета и увезли. Уголовное дело, по которому задержаны еще 8 сотрудников мэрии, касается взятки.

По данным следствия, мэр и главный архитектор мэрии Генрих Гаспарян договорились не сносить незаконное строение площадью около 1,5 тыс. кв. м на улице Гарегина Нжде, потребовав и получив от владельца около $10 тыс. Насколько известно, речь идет о предпринимателе Севаке Гомцяне, владельце сети магазинов «Фабрика».

Дело, насколько можно судить, основывается на прослушке телефонных разговоров, аудиозаписей, что с учетом сегодняшних технологий не слишком убедительно и вызывает вопросы. На сей счет уже высказались адвокаты Гукасяна. Так, один из них,  Арамаис Айрапетян, сразу же заявил: «Это разговоры, вырванные из контекста, которые могли касаться, например, имущественного налога и легализационных платежей. Там вообще нет речи о взятке, и Гукасяну не вменяется получение взятки. По версии обвинения, он якобы потребовал взятку, но сам господин Гукасян категорически отрицает факт какого-либо денежного разговора с кем-либо. Даже если бы он хотел, он не мог бы узаконить незаконную постройку, поскольку сроки для этого истекли. В Гюмри легализация таких построек была возможна только до 2004 года».

Адвокат также добавил, что Гукасян не признаёт свою причастность к содержанию распространённых аудиозаписей, в том числе к использованной в них нецензурной лексике. «Могли склеить фрагменты разных разговоров. В одном случае голос вовсе не слышен — публикуется только текстовая расшифровка. Откуда знать, что это вообще за записи?» — отметил адвокат.

ПО СЛОВАМ АДВОКАТА ЗАРУИ ПОСТАНДЖЯН, БОЛЬНОЙ ДИАБЕТОМ ВАРДАН ГУКАСЯН ПОДВЕРГАЕТСЯ «БЕСЧЕЛОВЕЧНОМУ ОТНОШЕНИЮ». «Мы имеем дело с явно заказным, сфабрикованным делом, целью которого является лишить Гюмри возможности самостоятельного управления и создать хаос в Гюмри.

Фактической основы, подтверждающей обоснованное подозрение, нет. Фактически, телефонные разговоры оппозиционного мэра прослушивались по решению суда уже через несколько дней после его избрания. У нас есть документированные данные о судебном акте, где указано, что Вардан Гукасян может быть подвергнут прослушиванию по месту своего жительства.

Теперь я могу предположить, что в отношении любого оппозиционного политика, государственного служащего, включая главу общины, есть судебный акт, позволяющий проводить оперативно-розыскные мероприятия в их домах. Это означает, что власть посредством широко распространенных судебных актов вторгается в частную жизнь людей.

Вардан Гукасян заявил в суде, что всё это безосновательно, это просто политическое преследование. Судя по датам, указание поступило после 1 октября, оно было дано в зале заседаний Национального собрания, а действия начались уже 16 октября», — заявила адвокат.

Отметим, что в отношении еще одного из задержанных по этому делу применен домашний арест, а в отношении пятерых поданы ходатайства о заключении под стражу. Также приняты решения о приостановлении полномочий этих должностных лиц.

Стоит отметить, что параллельно с операцией в Гюмри высокопоставленные представители «Гражданского договора» 20 октября активно публиковали на сей счет посты в соцсетях. Так сказать, сопровождая силовую операцию информационным фоном. В них они, ничуть не смущаясь, задолго до решения суда, награждали В. Гукасяна самыми нелестными эпитетами. К примеру, вице-спикер парламента Рубен Рубинян написал:  «6 месяцев и 1 день. Согласно Антикоррупционному комитету, именно столько времени ему потребовалось, чтобы вернуться к своему любимому делу – коррупции – и быть пойманным.

Политическая ответственность за это лежит на тех, кто сделал его мэром: Кочарян, Саргсян, Ванецян, АРФД и других. Тот, кто благословил его, Ктрич Нерсисян, со своими архиепископами, жаждущими власти, тоже несёт ответственность.

И в 2026 году они хотят повторить это в масштабах всей страны, чтобы вернуться и продолжить свой грабеж. Мы этого не допустим.»

Между тем трудно не признать: официальная информация в Армении сегодня  многими воспринимается с недоверием, будь то в отношении Вардана Гукасяна или кого-то другого. Многие в Гюмри прямо заявляют, что если бы были веские основания для ареста Гукасяна, то устраивать шоу и нагонять страх не понадобилось бы.

P. S. По словам Заруи Постанджян, решение судьи Саргсяна адвокатам  на данный момент не предоставлено. После ознакомления с ним начнется работа над апелляционной жалобой.