Неисповедимы пути Господни. В сентябре 1896 года в Константинополе в семье предпринимателя Миграна Тер-Нерсесяна и Акапи Орманян родилась девочка Сирарпи. В доме собиралась интеллигенция, говорили на армянском, французском и английском языках, звучали музыка, стихи. Особое влияние на Сирарпи оказал ее дядя — архиепископ Магакия Орманян, патриарх Константинопольской Армянской церкви в 1896-1908 гг.
ДЕТСТВО ОБОРВАЛОСЬ ТРАГИЧНО. В 1905-м УМЕРЛА МАТЬ, В 1914-м — ОТЕЦ. Сирарпи со старшей сестрой Аракс осиротели накануне Геноцида армян. Тетя спасла их, отправив в Болгарию после первых арестов армянской элиты 24 апреля 1915 года. Турки планомерно уничтожали армян и их культурный след. Сирарпи оказалась среди тех, кому предстояло собирать осколки древней культуры.
Болгария, Швейцария, Париж, ставший вторым домом для сестер. В Сорбонне учителем Сирарпи стал Габриель Милле — крупнейший специалист по искусству Византии. Молодая армянка в качестве ассистента Милле стала работать над созданием уникального фотоархива раннехристианского и византийского искусства. Этот период определил ее дальнейший путь.
В 1927 году Милле предложил ей заняться армянскими рукописями. До Тер-Нерсесян армянское искусство рассматривалось европейскими учеными как провинциальная ветвь византийского. Сирарпи, исследуя библиотеку мхитаристских отцов на острове Сан-Ладзаро, открыла совершенно новый для себя мир и в дальнейшем сумела объяснить это другим.
Американская глава в жизни С. Тер-Нерсесян началась с преподавания в Массачусетсе в 1930 году. Параллельно в 1936 году она защитила в Сорбонне сразу 2 диссертации — по византийским и армянским миниатюрам. В 1946 году стала профессором в Гарвардском университете Вашингтона. Ее главный труд «Миниатюрная живопись в Армянском королевстве Киликия» стал настоящей энциклопедией армянского искусства XII-XIV веков.
Особое место в исследованиях занимал художник XIII в. Торос Рослин. «Композиция, в которой руку Рослина можно узнать без колебаний, превосходит по художественному качеству современные византийские образцы», — писала Тер-Нерсесян. Ее метод и выводы были основаны на тщательном изучении первоисточников, умении «слышать» голоса древних мастеров, чувствовать дух эпохи.
За свою долгую карьеру Тер-Нерсесян написала 15 книг, множество статей, изучила и каталогизировала 750 армянских рукописей в библиотеках и музеях многих стран. В 1960 году Тер-Нерсесян стала первой женщиной, удостоенной ордена Св. Григория Просветителя — высшей награды ААЦ.
После выхода на пенсию в 1963 году она вернулась в Париж, где продолжала работать, готовила к публикации последнее исследование «Армянское королевство Киликия с XII по XIV вв.» Не завершила, скончавшись в июле 1989-го в 93 года.
Сирарпи Тер-Нерсесян, потерявшая родителей и родину, сумела подарить миру новое понимание целой цивилизации. Ее труды изменили представление об армянском искусстве средних веков. Если раньше его считали провинциальной ветвью византийского, то благодаря работам Тер-Нерсесян мир увидел в нем самостоятельную и богатую традицию.
«В нашей культуре есть искусство и культура, которые имеют фундаментальное значение для всемирной человеческой цивилизации», — писала профессор С. Тер-Нерсесян. И всей своей жизнью доказала справедливость этих слов.
Подготовил А. ТОВМАСЯН с сайта Армянского музея Москвы и культуры наций