Логотип

СМЕРТЬ ЭБРАХИМА РАИСИ: В ИРАНЕ ЭТОТ ВОПРОС НЕ ЗАКРЫТ

Наконец в Иране обретает публичность дискурс о высокой вероятности причастности Азербайджана к истории с крушением вертолета президента Ирана Эбрахима Раиси 19 мая 2024 года. В начале октября депутат парламента ИРИ Камран Газанфари заявил, что у иранских спецслужб есть документы и доклады, дающие основания предполагать, что Баку был вовлечен в операцию израильских и британских секретных служб по ликвидации иранского лидера.

НАПОМНИМ, ЧТО ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ВЕРТОЛЕТ С ЭБРАХИМОМ РАИСИ и несколькими высшими должностными лицами на борту потерпел крушение над горно-лесистой местностью округа Вазаркан иранской провинции Восточной Азербайджан. Делегация направлялась в Тебриз после совместного с азербайджанской стороной участия в церемонии открытия гидроузлов двух ГЭС на реке Аракс.

Погода объективно была нелетной: в момент крушения в Вазаркане шел проливной дождь, стоял густой туман и фиксировались порывы сильного ветра. Однако даже с учетом этих факторов расследование причин катастрофы заняло рекордно короткое время. Уже спустя три месяца агентство Fars со ссылкой на свои источники в правительстве сообщило, что все детали инцидента подробно изучены и по итогам анализа можно абсолютно точно заключить, что крушение вертолета было несчастным случаем.

В международной практике три месяца – крайне короткий срок для полного изучения обстоятельств гибели должностных лиц такого уровня, особенно, если руководимая ими страна переживает сложнейшую фазу внутриполитического кризиса и полной деградации отношений с рядом крупнейших мировых центров. У Раиси и его команды было слишком много внутренних и внешних врагов, которым априори была крайне выгодна смерть харизматичного иранского лидера. Поэтому спешка, с которой профильные органы ИРИ якобы разобрались с огромным массивом данных, рассмотрели все версии и вынесли вердикт, вызывала подозрения.

Особенно если учесть, что с первых же дней после катастрофы в иранских СМИ распространялись совершенно резонные аргументы и факты, заведомо опровергающие версию о несчастном случае. В частности, пресса сфокусировалась на том обстоятельстве, что вертолет Раисы после приземления на азербайджанской территории произвел там дозаправку и несколько часов стоял на взлетной площадке, пока президент вместе со своим азербайджанским коллегой участвовал в церемонии открытия гидроузлов.

 Иранские журналисты высказывали предположение, что именно за это время организаторы теракта могли каким-то образом установить на борту взрывное устройство либо пеленгатор для дальнейшей атаки по вертолету из переносной ракетной установки уже собственно с территории ИРИ. Во всяком случае вызывало много вопросов и то обстоятельство, что из трех вертолетов  делегации потерпел крушение именно президентский борт, ведомый самыми опытными пилотами и находящийся в лучшем техническом состоянии в сравнении с двумя другими.

ДЕПУТАТ ГАЗАНФАРИ ТАКЖЕ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ на факт пребывания вертолетов президентской администрации на азербайджанской территории. Более того, он заявил, что президент Раисы не планировал лично участвовать на церемонии открытия гидроузлов, однако Алиев настойчиво уговаривал его прибыть на границу. Кроме того, Газанфари указал на тот факт, что за несколько дней до катастрофы азербайджанский президент принимал в Баку делегацию еврейских раввинов.

 В минувшее воскресенье еще один известный иранский политик — бывший секретарь Совета национальной безопасности ИРИ Али Шамхани также высказался по поводу высокой вероятности того, что авиакатастрофа в Вазаркане стала следствием теракта, организованного Израилем, естественно, при поддержке Баку.

 Таким образом, следует констатировать, что тема гибели высших должностных лиц в общественно-политической повестке Исламской Республики не закрыта. И это сигнализирует не только о возможности нового обострения ирано-азербайджанских отношений, но и о ожидаемом новом витке противостояния внутри иранских политических элит.

Попытки реформистов, к которым относится и новый президент, этнический азербайджанец Масуд Пезешкиан, либерализовать государственное устройство и наладить конструктивные отношения с традиционными врагами Тегерана выводит из себя консерваторов, сплоченных вокруг Верховного лидера и КСИР. Последние, в частности, уверены, что Азербайджан по определению не может быть искренен с Ираном и не собирается умерить свою враждебность в отношении Исламской Республики, доказательством чему стали также инциденты с залетом израильских боевых беспилотников в Иран из Азербайджана в ходе 12-дневной войны.

Консерваторы имеют все основания подозревать реформистов в коллаборационизме с Западом, Израилем и его союзником Азербайджаном, как и в попытке разрушения теократической системы изнутри. Эти подозрения особенно усилились после того, как стал уже очевидным кризис транзита верховной власти. Аятолла Али Хаменеи стар и болен, и консервативные элиты крайне обеспокоены тем обстоятельством, что у него нет достойного и авторитетного преемника в преддверии новых испытаний, ожидающих республику в свете продолжающегося противостояния с Западом и еврейским государством.

До трагического крушения президентского вертолета в мае 2024-го именно Эбрахим Раиси претендовал в будущем на должность верховного аятоллы, а погибший вместе с ним министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиан рассматривался в качестве самой подходящей кандидатуры на президентский пост. Однако трагический инцидент спровоцировал мощный внутриполитический кризис и сильно ослабил позиции консерваторов, прежде всегда выступавших под «первым номером» в госсистеме Ирана.

СЛИШКОМ МНОГО ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ СИЛ БЫЛО ЗАИНТЕРЕСОВАНО в уходе с арены Раиси и его команды, которая всегда выступала за развитие ядерной программы страны, неуступчивость Западу, ужесточение позиций в отношении Израиля, сохранение теократического устройства государства и за жесткие меры в отношении этнического (в частности, азербайджанского) сепаратизма в Исламской Республике.

Следовательно, у консерваторов есть все основания предполагать, что все вышеназванные силы действовали сообща в деле организации антигосударственного теракта. Ссылка депутата Газанфари на некие доказательства причастности к смерти Раиси может сигнализировать о том, что консерваторы готовятся нанести политический удар не только по Азербайджану, но и по иранским реформистам, опубликовав данные об участии Баку в организации катастрофы и о подозрительном ходе следствия, не учитывающего очевидные факты террористической акции.

Следует также отметить еще одну любопытную деталь. Громкое заявление Газанфари о вероломности азербайджанского президента прозвучало за сутки до встречи Путина и Алиева в Душанбе. Нельзя исключать, что иранские консерваторы устами одного из своих депутатов деликатно направили Москве мессидж о том, что Путин должен всегда помнить о токсичности алиевской фигуры, быть предельно осторожным и не допускать его близко к себе.