Судебный процесс по делу главы Ширакской епархии ААЦ архиепископа Микаела Аджапахяна 22 сентября не завершился. Заседание началось в 16:30, и было понятно изначально, что до завершения рабочего дня, то есть за полтора часа, участники судопроизводства, адвокаты и подсудимый, не успеют сказать свое слово. Так и получилось.
НАПОМНИМ, ЧТО НА ПРЕДЫДУЩЕМ ЗАСЕДАНИИ, СОСТОЯВШЕМСЯ 15 СЕНТЯБРЯ, БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ВРЕМЕНИ заняло выступление Микаела Аджапахяна. Но до этого судья Армине Меликсетян успела отклонить ходатайство адвоката Ара Зограбяна о самоотводе. Что касается Микаела Аждапахяна, то в его продлившейся более часа речи говорилось, что преследование в его отношении носит политический характер. Он коснулся обвинения, обысков, ареста, доказывая их несостоятельность и подчеркивая, что все, включая судью, прокуроров и заказчиков, уверены в его невиновности. Архиепископ, как известно, был арестован 17 июня по обвинению в публичных призывах к свержению власти на основании интервью двухлетней давности.
22 сентября защита Микаела Аджапахяна выступила с ходатайством об его оправдании. Однако, адвокаты были ограничены во времени, на что обратил внимание суда Ара Зограбян. Он отметил, что ни у него, ни у его подзащитного не остается времени на реплики, не говоря уже о праве архиепископа на последнее слово. Адвокат предложил перенести заседание. Армине Меликсетян так и сделала, назначив следующее, вероятно, последнее слушание, на 23 сентября.
«Поведение судьи, продемонстрированное с начала процесса и до сегодняшнего дня, говорит о том, что она выполнит то, что от нее ожидают. Но мы до конца будем бороться против этого, добиваясь, чтобы справедливость восторжествовала», — заявил адвокат Ерем Саркисян журналистам после заседания.
«Мы наглядно показываем общественности незаконность самого процесса, грубые процессуальные нарушения, несостоятельность обвинения. Проводить заседания в подобной ситуации очень тяжело. Мы надеемся, что здравый смысл победит. На данный момент очень сложно надеяться на это, но мы не отступим»,- отметил он.
Комментируя поведения судьи Армине Меликсетян на процессе адвокат сообщил: «Если вспомнить хронологию событий, то на первом заседании судья даже не могла говорить, настолько она была напугана: понимала, в какой ситуации оказалась. Когда судья знает, что вынесет справедливое решение, то он бывает уверенным в себе. У него нет оснований быть скованным, зажатым. Но когда он знает, что должен будет принять незаконное решение, то начинает вести себя соответственно. Судья Армине Меликсетян на первых заседаниях говорила так тихо, что мы просили ее говорить громче, чтобы расслышать слова. Впоследствии она, чтобы выйти из этой ситуации, применила психологический прием, стала казаться безразличной. Сейчас она пытается не слушать нас, игнорировать некоторые вещи, таким образом, психологически выводя себя из сложной ситуации. Это очевидно».
Журналисты также обратили внимание на то, что прокуроры постоянно выходят через задний выход, по-видимому, чтобы избежать общения с ними. Адвокат ответил, что не понимает, почему они так себя ведут, при том что дело имеет общественный резонанс и не несет угроз для них. «На них тоже оказывается психологическое давление. Но те, кто действует исключительно по букве закона, не попадают в подобные ситуации и им не приходится прибегать к подобным методам. А в этом деле, как видим, есть слишком много всего незаконного», — заявил Саркисян, добавив, что любой, кто критикует власть, рискует оказаться за решеткой. Он подчеркнул, что процесс, проводимый против архиепископа Микаела, является примером неприкрытого подавления свободы слова.