Логотип

СНОВА СЭКОНОМИЛИ НА СТАРИКАХ

«С 1 апреля мы сделаем большое и серьезное дело, завершив нашу эпопею с наличными», — так оценил вице-премьер Мгер Григорян принятое на заседании правительства 19-го февраля решение о выплате пенсий и пособий исключительно в безналичной форме. Представлявший проект министр труда и социальных вопросов Арсен Торосян призвал граждан до 5 марта самостоятельно обзавестись платежными картами, после чего банк для каждого из них будет выбран автоматически…

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПРАВИТЕЛЬСТВО ПАШИНЯНА ДОБРАЛОСЬ И ДО ТЕХ 50 ТЫСЯЧ ГРАЖДАН, которые получали пенсию или пособие в наличной форме. Напомним, что таким правом до сих пор могли воспользоваться пенсионеры в возрасте 75 лет и выше, а также инвалиды с ограничениями функциональности глубокой или тяжелой степени. На момент указанного заседания правительства из 50 тысяч таких лиц вопрос с банковскими картами еще не решили чуть более 21,5 тысячи.

Одну подоплеку (а их несколько) «большого и серьезного дела» раскрыл не имеющий никакого отношения к вопросу министр высокотехнологической промышленности Мхитар Айрапетян, подчеркнувший расходное бремя для государства при доставке наличных пенсий/пособий гражданам посредством «Айпоста». По словам Арсена Торосяна, это обходилось правительству в 600 млн драмов ежегодно, которые теперь будут сэкономлены. Случайно ли, что когда в правительстве Пашиняна речь заходит о стариках и инвалидах, на первый план неизменно выдвигается фактор экономии бюджетных средств, а не их удобства? И стоило ли ради такой экономии понапрасну тревожить глубоких стариков и имеющих серьезные проблемы с опорно-двигательным аппаратом?

По ходу заседания выяснилось, что вовлечение всего 50 тысяч людей в систему безналичной оплаты потребовало огромных усилий Минтруда и МВД, поскольку те же глубокие старики и инвалиды не имели, по словам А. Торосяна, «даже телефонов» и мейлов, а 2500 лиц – действительного паспорта. Но когда глава МВД Арпине Саргсян попробовала утешить тех, кому не удастся до 1 апреля выправить новый паспорт, тем, что пенсия или пособие все равно не будут утеряны и будут выданы позднее, никто не счел нужным поинтересоваться у нее, а на что будут жить старики, пока в условиях огромных очередей их осчастливят новыми документами. Напомним, что это именно та Арпине Саргсян, что в свое время заявила, что проблемы с выдачей ID-карт по сути решены. Сегодня правительство и парламент вынуждены принимать специальный закон, отодвигающий на полтора года решение властей о заключении всех трудовых договоров в электронной форме, для чего требуется электронная подпись и… ID-карта.

Другую подоплеку решения выдал министр финансов Ваге Ованнисян, заметивший, что в какой-то момент правительство сможет фиксировать по чекам безналичной оплаты, на что пенсионеры и пособисты тратят свои деньги. В его устах это означало возможность «более адресной социальной политики», а на деле – контроль за покупками, который позволит в дальнейшем изымать из-под действия кешбэка (с 1 января т.г. – 20%, но не более 10 тысяч драмов в месяц) товары не первой необходимости, как это было сделано с коммунальными выплатами. Вполне вероятной кажется ситуация, когда в какой-то момент правительство Пашиняна оставит в системе кешбэка только продукты первой необходимости, а если какой-то представитель рекламируемой самими властями «активной старости» решится приобрести на утеху себе, пардон, презерватив или бутылку вина, то кешбэк на них распространяться не будет.

УЖ КОЛИ МЫ ЗАГОВОРИЛИ О КЕШБЭКЕ, ПРИВЕДЕМ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДАННЫЕ, КОТОРЫЕ ОЗВУЧИЛ на заседании правительства министр труда и социальных вопросов. В январе системой кешбэка воспользовались 415 тысяч 228 пенсионеров и пособистов из… 666 тысяч потенциальных бенефициаров (цифра-то какая!), что на 15 тысяч больше, чем в декабре прошлого года. И если в декабре средний чек кешбэка при лимите в 6 тысяч драмов составил 4,4 тыс. драмов, то в январе этого года – около 7 тысяч при максимуме в 10 тысяч драмов. Что это означает на деле?

Во-первых, для более чем 250 тысяч человек размер пенсий/пособий вообще никак не изменился, хотя правительство и пытается постоянно выдать систему кешбэка за… повышение пенсий, которое, ясное дело, коснулось бы всех без исключения. А во-вторых, даже для тех, кто пользуется системой кешбэка, повышение пенсий/пособий составило в среднем примерно 2,5 тысячи драмов (4,4 тыс. драмов в декабре и менее 7 тысяч в январе). С учетом инфляции, особенно на социально значимые товары, можно констатировать, что рост цен полностью съел не только это ничтожное повышение, но и подъел прежнюю пенсию. Вопрос на засыпку: стала ли легче жизнь стариков в Армении в результате невиданной социальной щедрости правительства – особенно на фоне огромных зарплат и многомиллионных премий самих чиновников?

Свою луму в «блестящую» социальную политику правительства поспешила внести и министр здравоохранения Анаит Аванесян, сообщившая, что в среднем компенсация государством расходов пенсионеров в возрасте 65+ в рамках обязательного медицинского страхования составила более 10 тысяч драмов, что якобы высвободило для стариков эту сумму из пенсии и позволило истратить ее на иные нужды. Специально для Аванесян сообщаем, что не менее 70% февральской пенсии ушли на оплату коммунальных услуг за длинный и холодный январь. Таким образом, и для тех, кого бог миловал не заболеть, жалкая «подачка» отечественного здравоохранения не сыграла никакой роли в материальном положении.