Логотип

СУДЬБА ЕрФИ ПОД УГРОЗОЙ

Дальнейшая судьба Ереванского института физики обсуждалась на заседании Общественного совета при президенте Армении. Напомним, в чем суть проблемы.

ПО СЛОВАМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИССИИ ОС ПО ВОПРОСАМ НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖИ А.ГУКАСЯНА, в сентябре сотрудники ЕрФИ обратились в ОС с письмом, адресованным также президенту страны, премьер-министру и министру экономики. Коллектив института за подписью 70 сотрудников выражал озабоченность изменением статуса ЕрФИ, превратившегося из государственной некоммерческой организации в фонд. Интересно, что в 2010 году, когда решением правительства РА ЕрФИ был переименован в Национальную лабораторию Армении им. А.Алиханяна, вопрос изменения статуса никоим образом не затрагивался. В сентябре же сего года очередным правительственным решением изменился статус института, а вместе с этим и принцип управления, ибо управление фондом, как известно, осуществляется советом попечителей. В итоге ученый совет перестал действовать. И не действует до сих пор, что не соответствует принципам и задачам работы научного учреждения. Словом, полная неразбериха…

Зачем нужен фонд?

Стоило ли менять статус крупнейшего научного института и фактически лишать его государственного управления? Почему именно фонд? С таким вопросом председатель ОС Вазген МАНУКЯН обратился в письме к бывшему министру экономики Н.Ерицяну, временно пребывающему в США.

ИМЕННО ЕРИЦЯН ВЕДАЕТ ДЕЛАМИ ЕрФИ – совсем непонятно, на каком основании, если учесть, что ныне он является заместителем председателя Центробанка. Но это другая история, а ответ, полученный В.Манукяном, гласил, что статус фонда обеспечивает ЕрФИ более эффективное и гибкое управление, особенно если имеются в наличии свободные финансовые средства.

Между тем понятно, что наряду с возможными, хотя и сомнительными плюсами имеются серьезные недостатки и один из них заключается в том, что если ЕрФИ остается государственным некоммерческим учреждением, то государство обязано осуществлять базовое финансирование института. В случае же с фондом оно может осуществляться, а может и нет. Да, правительство обещало финансировать институт. Но какие могут быть гарантии? Сегодня в правительстве сидят одни люди, завтра — другие, и разве можно ставить судьбу крупнейшего института в зависимость от чьих-то обещаний? Другая опасность в том, что устав новосозданного фонда не гарантирует прав ученых влиять на принятие решений, даже права принимать участие в их обсуждении. То есть все будет решать совет попечителей.

— По моему убеждению, сначала надо было по крайней мере найти этих самых попечителей, сформировать совет, а потом уже менять статус института, — сказал В.Манукян.

Разные мнения

По мнению действующего директора ЕрФИ, точнее, Национальной лаборатории А.ЧИЛИНГАРЯНА, любое изменение предполагает определенные риски. В процессе трансформаций, который длится уже 3 года, позитивным было переименование ЕрФИ в Национальную лабораторию и решение вопросов, связанных с увеличением финансирования, что позволило реализовать программы, связанные с поддержкой молодых ученых, их участием в престижных международных конференциях и т.д.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ПЛОХО ТО, ЧТО ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ИНСТИТУТА не определен окончательно, что мешает эффективно работать. Чилингарян высказался против бесконечных дальнейших обсуждений вопроса, его позиция заключается в том, что, как бы то ни было, надо "попробовать" стать фондом. Этакий наполеоновский подход – ввяжемся в бой, а там будет видно. При этом директор ЕрФИ констатировал, что у него самого нет достаточных аргументов в пользу изменения статуса, но раз уж правительство приняло подобное решение, то его следует уважать. Конечно, надо обязательно внести изменения в устав, четко определив и усилив роль ученого совета, заключил А.Чилингарян.

Совершенно иную точку зрения озвучил бывший директор ЕрФИ Грачья АСАТРЯН, отметив, что институт занимается фундаментальной наукой, от которой следует ожидать результатов только в долгосрочной перспективе, поэтому ЕрФИ необходимо государственное управление и самоуправление, предполагающее участие самих ученых во всем, что касается научной составляющей жизнедеятельности института. Кстати, именно подобный подход прописан в Законе РА "О науке". И он перестает действовать в случае изменения статуса ЕрФИ и превращения его в фонд. Управление переходит от государства в частные руки, и всем заправляет совет попечителей.

С подобным уставом и теми законами, которые сегодня действуют, статус фонда не подходит для института, занимающегося исследованиями в области фундаментальной науки. Даже прецедента такого нет. Ни в коем случае нельзя экспериментировать с ЕрФИ, потому что, если он преобразуется в фонд, обратной дороги к статусу государственной некоммерческой организации уже не будет. И последствия для института могут быть катастрофическими. Это будет означать гибель фундаментальных исследований этого направления, потому что, повторюсь, фундаментальная наука не нацелена на немедленный результат, а для любого фонда это неприемлемо.

Очевидно, что будет сделана попытка развивать прикладную науку, в частности ядерную медицину, но что из этого выйдет, неясно. За ЕрФИ следует оставить статус государственной некоммерческой организации с соответствующим госуправлением. И государственное финансирование должно быть гарантированным. Кстати, в бюджете 2012 года предусмотрен социальный пакет в 18 млрд драмов для работников государственных учреждений. Понятно, что в статусе фонда ЕрФИ не сможет им воспользоваться, сказал Г.Асатрян.

Академик Эдуард КАЗАРЯН озвучил, на наш взгляд, не менее важную проблему, а именно: переименование ЕрФИ в Национальную лабораторию.

— ЕрФИ – это альма-матер в области национальной фундаментальной науки, как и Ереванский государственный университет –альма-матер в области образования. Именно Ереванский институт физики, а не Национальная лаборатория, притом без упоминания слова "физика", – признанный, скажем так, международный научный бренд. ЕрФИ известен своими научными открытиями и исследованиями. Это все равно что изменить название Матенадарана. Не так уж много у нас подобных брендов, и львиная их доля приходится на науку и образование. Национальных лабораторий завтра может быть создано еще много – мы что, нумеровать их будем? Сейчас в скобках добавили: "ЕрФИ", но что это меняет?..

Фундаментальная наука должна финансироваться государством и никак иначе. Очевидно и то, что совет попечителей фонда не будет включать в свой состав достаточное число ученых и это создаст серьезные проблемы в научной деятельности института. Определенно: в любом научном учреждении управление осуществляется ученым советом. И только в таком формате оно способно эффективно функционировать, — сказал Э.Казарян.

ОС собирается обратиться в Министерство образования и науки, под крышу которого переведен ЕрФИ, с требованием восстановить деятельность ученого совета института как управленческого органа со всеми его полномочиями. Что касается будущего Ереванского института физики, то пока оно висит в воздухе.