Правительство быстро наращивает долг государства, а граждане – свой личный
То, что армянская экономика двигается в неправильном направлении, не раз отмечалось многочисленными экспертами, в том числе и нами. Основными движущими силами ее роста стали сфера услуг, банковская система и строительство с сопутствующим рынком недвижимости. Дилетантские рассуждения Пашиняна о том, что при нем люди стали жить лучше на 50%, даже не имеет смысла комментировать. Государство утопает в долгах, а его граждане опутаны многочисленными кредитами. Но можно ли быть счастливым «взаймы»?..
ЕСЛИ РАНЬШЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПАШИНЯНА УВЕЛИЧИВАЛО ГОСДОЛГ В СРЕДНЕМ НА $1 млрд В ГОД, ТО ТЕПЕРЬ темп погружения страны в долговую яму резко ускорился. Прошлый год Армения закрыла с показателем в $12 млрд 842,2 млн, то, по положению на 31.07.2025 года, то есть всего за 7 прошедших с начала года месяцев уровень госдолга вырос более чем на $1 млрд 256 млн, достигнув, по данным Минфина РА, $14 млрд 98,6 млн. За 7 месяцев!
Ну, не могут люди жить лучше в стране, где, по данным Центрального банка Армении на 1 октября 2024 года, одних безнадежных должников перед комбанками и кредитными организациями насчитывается 341 тысяча! Их общее долговое бремя выражается в колоссальной сумме размером 642 млрд драмов, а количество безнадежно увязших в долгах граждан с суммой просроченных не менее, чем на 3 года, обязательств в размере не более 1 млн драмов, составляет 218 тысяч.
Недавно председатель Союза банков Армении (СБА) Даниел Азатян, комментируя правительственную программу содействия должникам по просроченным потребительским кредитам, одним из условий участия в которой является размер материнской суммы долга не более 1 млн драмов, сообщил, что за полгода действия программы, которая стартовала с февраля т.г., ее бенефициарами стали 3686 граждан с суммарным объемом кредитного долга в 180 млрд драмов. Из 218 тысяч потенциальных бенефициаров!
Между тем до завершения программы остается полтора года и, по мнению главы СБА, она вряд ли будет продлена. Таким образом, подобными черепашьими темпами она охватит в лучшем случае порядка 15 тысяч должников, а это не более 7% попавших в относительно небольшую, до 1 млн драмов, долговую кабалу.
Таким образом, эффективность очередной слабосильной правительственной программы можно оценить как чрезвычайно низкую. По-видимому, такого же мнения придерживается и Д. Азатян, поскольку в попытке хоть как-то оправдать госпрограмму добавил, что даже если за год небольшое число должников удастся вернуть в нормальный режим взаимодействия с банком, то это уже будет неплохой результат.
Это как сказать. С точки зрения банкира, 7%-ная эффективность программы, возможно, и приемлема, ведь в ином случае банки были бы вынуждены просто списать эту сумму в убыток, однако, с точки зрения общего состояния долгового рынка и социального положения должников, это жалкий мизер.
ВООБЩЕ НЕЗДОРОВАЯ И НЕСТАБИЛЬНАЯ СТРУКТУРА АРМЯНСКОЙ ЭКОНОМИКИ ПРЯМО ОТРАЖАЕТСЯ в структуре кредитного портфеля банковской системы Армении. По данным того же СБА на 31.03.2025 года, первые два места по числу выданных кредитов с большим отрывом занимают ипотечные и потребительские кредиты – соответственно 22,6% (в денежном выражении – 1 трлн 498 млрд драмов) и 22,4% (чуть более 1 трлн 481 млрд) от общего кредитного портфеля. На 3-й и 4-й позициях – строительство (10,6%, или 702,6 млрд драмов) и торговля (9,8%, или 647 млрд).
И только на 5-м месте промышленность (всего 8,6%, или 572,7 млрд драмов), причем с трендом на уменьшение, поскольку год назад ее доля в кредитном портфеле составляла 9,3%, а в конце прошлого года – 9,4%. Сразу после промышленности идет финансовый сектор (8,1%, или 538 млрд драмов), причем с трендом, напротив, на увеличение, так как год назад его доля составляла 7,4%. И только на последней, 7-й, позиции стоит сельское хозяйство (5,1%, или 340,6 млрд драмов) – опять же, как и в случае с промышленностью, с динамикой на уменьшение (год назад – 5,7%). Таким образом, реальный сектор мало того, что занимает скромные позиции в предпочтениях комбанков по кредитованию, так еще и постоянно сокращает свою долю.
Как указано выше, безусловным лидером в кредитовании выступает ипотечный сектор, который правительство Пашиняна своими безрассудными действиями довело до сильного «перегрева», когда за один прошлый год объем ипотечных кредитов вырос на 33,1% (за 2023 год – на 28%). Надо сказать, этот льготный механизм покупки жилья был разработан и введен в действие еще в 2015 году, однако со сменой власти в 2018 году его социальный характер был извращен и стал чисто коммерческим, когда квартиры в новостройках по второму и третьему разу покупали не нуждающиеся в жилье, а представители зажиточных слоев населения в инвестиционных целях (сдача в аренду, расчет на последующую продажу по более дорогой цене и т.д.). Некомпетентность власти к тому же проявилась в бездумной раздаче направо и налево разрешений на строительство без предварительного расширения инфраструктуры – водоканала, газо- и электросетей, что с присоединением десятков тысяч новых абонентов создало в столице настоящий хаос в сфере предоставления общественных услуг.
И хотя, спохватившись, правительство в этом году закрыло программу в столице, а в 2027 году она будет прекращена и по всей республике, отголоски ошибочного управления еще долго будут тревожить те самые 70 тысяч граждан (как и госбюджет), которые взяли льготную ипотеку за прошедшие 10 лет. Так, взявшие ипотеку (ее срок, как правило, 20 лет) в самом начале, то есть еще в 2015 году, будут вынуждены расплачиваться за нее до 2035 года, а государство соответственно – возвращать им из общих средств налогоплательщиков подоходный налог в счет покрытия процентов по ипотеке. Те же, кто успел стать бенефициаром программы только в этом году, будут расплачиваться за кредит вплоть до 2045 года! И, не дай бог, экономическая ситуация в стране ухудшится, люди потеряют работу или еще какие форс-мажорные обстоятельства…