Согласно Светонию, римский император Тит Веспасиан, вспомнив однажды, что за весь день никому не сделал ничего хорошего, воскликнул: «Друзья, я потерял день!» В случае Пашиняна ситуация несколько иная: если за весь день он не сказал ни одной глупости, не совершил ни одного мерзкого поступка, не арестовал ни одного оппозиционера, тоже может воскликнуть: «Друзья, я потерял день!» К сожалению, дни он практически не теряет, постоянно находясь в отличной форме. Вечную ставку Пашиняна на ложь и насилие можно объяснить только одним: суть у этой личности такая. Рыба не может дышать воздухом.
И ВПОЛНЕ ЗАКОНОМЕРНО, ЧТО ЭТУ ВЛАСТЬ НЕНАВИДЯТ ВСЕ, КРОМЕ ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ. Иные чувства у нормального человека она вызвать не может, ибо предательская по своей сути, демонстрирует наплевательство на страну и ее интересы, на то, что там внизу, и на тех, кто внизу. Она уверена, что внизу не народ, с которым нужно считаться всерьез, а быдло, с которым можно делать все, что угодно. Причем — совершенно безнаказанно.
Все это было продемонстрировано на 7-м съезде «Гражданского договора», где Пашиняна соратники в очередной раз с любовью избрали своим вождем. Именно с любовью, ибо бывает и по-другому. Зигмунд Фрейд в своей работе «Тотем и табу» рассказывает о представителях дикого племени фимми в Сьерра-Лионе, которые сохранили за собой право избить избранного ими вождя в вечер накануне коронования. И этим конституционным правом они пользуются с такой основательностью, что несчастный властелин нередко недолго переживает момент своего возведения на трон. Поэтому представители племени фимми сделали себе правилом избирать в вожди того, против кого у них имеется злоба.
Представители племени «Гражданский договор» испытывают к своему вождю только любовь и поступают как в Третьем рейхе. Там было принято сооружать домашние алтари с фотографией Гитлера на месте дароносицы. Нацистская пропаганда наставляла: «Нежные руки и сердца должны предлагать портрету фюрера маленькие дары каждый день — цветы или растения».
Есть ли в сегодняшней Армении предпосылки для появления фюрера? Такие предпосылки у нас, конечно же, есть. В Армении все есть. Может появиться (и он уже появился) и фюрер.
Пашинян, конечно же, не мог не воодушевиться сильно от подобного верноподданнического поведения своей своры и начал как всегда нести откровенный бред, являющийся результатом горячки, будоражащей его мыслительный аппарат. Совсем по старому еврейскому анекдоту: «Рабинович, вы член партии? — Нет, я ее мозг».
Тут были и угрозы в адрес Католикоса Всех армян Гарегина II и других священнослужителей, «миллиардеров — эмиссаров диаспоры» и оппозиции, размахивание молотком… Оказалось, что «ГД — это партия, которая делает невозможное», «армия развивается молча», «разрушено тысячелетнее проклятие, которое не позволяло нам быть независимыми», повестку мира Пашиняну продиктовали матери, заворачивающие толму, «родина — это государство», скоро уровень коррупции «будет сведен к нулю» и т.д. С поэтами такое случается — стремясь к торжественной звучности и увлекаясь эффектной рифмой, они порой забывают о содержательной стороне стихотворения.
Все это не могло не вызвать у граждан соответствующей реакции и вызвало ее с неотвратимостью, какую дает в человеческом организме попытка запить дыню теплым молоком. Поэтому не будем комментировать все пассажи сей неадекватной личности, ограничившись лишь заявлениями о выборах и «Четвертой Республике».
«НА ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ 2026 ГОДА ГД ОБРАТИТСЯ К НАРОДУ С ПРОСЬБОЙ продлить свои полномочия по управлению Республикой Армения еще на 5 лет, рассчитывая сформировать конституционное большинство. Я с большим оптимизмом смотрю на парламентские выборы, мы связаны с народом пуповиной», — заявил Пашинян.
Ну, насчет «конституционного большинства» вождь явно скромничает. Никто кроме своих в НС попасть не должен ни в коем случае. А то: в нынешний состав парламента пролезли, понимаешь, какие-то оппозиционеры — помешать результату голосования не могут, но нервы портят!
Но ничего, у нас с арифметикой под выборы такое начнется, чего ни в одной таблице умножения не сыщешь. Не говорим уже о том, что всех своих основных соперников власть до выборов закатит под асфальт и останется в гордом одиночестве.
Думаем, Пашиняну в этом вопросе нужно перенять опыт передовых стран. Взять хотя бы Уганду. Там в свое время после своего проигрыша на выборах Кизза Бесидже раскритиковал власть и лично избранного президента Кагуту Мусавени за многочисленные нарушения и фальсификации. На что последний категорично заявил, дескать, мы его поймаем и съедим, как пирог. Так и сказал. И бровью не повел. Это был грандиозный ответ! И Пашиняну надо брать этот великолепный случай на вооружение. Только ему нужно будет соперников на выборах предварительно пару часов в уксусе подержать, чтобы оппозиционную желчь нейтрализовать.
Хотя с выборами не все так однозначно. Как говорится в старом анекдоте про слона в зоопарке: съесть-то он съест, да кто ж ему даст? Не все то умное, что хитрое, даже если оно до поры еще и везучее. На всякого политического жонглера найдется изделие под его размер и с винтом.
Ну а в конце Пашинян провозгласил «создание Четвертой Республики Армения как ближайшее стратегическое действие», заверив соратников, что «сегодня мы вместе будем принимать решения, которые определят основные и ключевые черты жизни Республики Армения на ближайшие 100 лет».
Сказано это было в стилистике торжественной импотенции. Импотенция, по моему мнению, имеет право быть и не такой пафосной. Ну, не получается — отдохни в сторонке. Но тут она была какой-то даже демонстративной. Казалось бы, если настолько ничего не можешь, зачем так это подчеркивать? Нет, трясет и трясет… Получается ситуация, как в старом анекдоте, что импотент не может выполнить супружеский долг не потому что не хочет, а потому что ему нечем. Он, может, и хотел бы всей душой, но — нечем. Ни Пашиняну, ни кому-либо из его окружения нечем строить «Четвертую Республику». Они ее и не построят.
КАК СПРАВЕДЛИВО ЗАМЕЧАЕТ БЫВШИЙ МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ВАРДАН ОСКАНЯН: «Человек, находящийся у власти семь лет и принесший за время своего правления лишь катастрофы и потрясения, не может провозгласить новую республику. Это было бы оскорблением как истории, так и армянского народа. Разговоры о «Четвертой Республике» — не более чем циничная попытка представить провал как возрождение».
А еще «Четвертая Республика» — это дымовая завеса, под которой скрывается «Западный Азербайджан», завершающий этап программы турецко-азербайджанского тандема, который Пашинян намерен обернуть в новую модель государственности.
Все его «идеи» про «Четвертую Республику», «реальную Армению», которая никогда не была такой независимой и суверенной, разрушение какого-то тысячелетнего проклятия, про Родину, которая есть государство — абсолютная чушь.
В Вашингтоне есть удивительный монумент — памятник Франклину Рузвельту. Сам Рузвельт сидит в инвалидном кресле-каталке, у его ног терьер Фала. Но главное — рядом. Вы видите стоящую колонну с маленькими горельефами. Колонна окружена полукруглой стеной и на ней — те же рисунки, что и на колонне. Только теперь это крохотные барельефы. Ощущение, что колонна прокатилась по этой стене, когда она была еще мягкой, и оставила четкие отпечатки.
Аллегория тут гениальна и проста: время Рузвельта — это в том числе Великая депрессия, когда нужно было простыми и реальными шагами встряхнуть страну и запустить механизм ее подъема. Рузвельт был инвалидом, он не мог бегать, но у него были идеи, и они не были оторваны от жизни. Его идеи на колонне, а стена — это образ страны, которая, благодаря этим идеям и возможностям, которые они открывали, стала процветающей сверхдержавой.
Я думаю, подобную огромную колонну можно украсить «идеями» Пашиняна. Снизу доверху. Вот только останутся ли на стене отпечатки? Не останется ни одной! Ибо ни одна из его «идей» не имеет ничего общего со страной. Страна их просто не воспринимает.