Логотип

УКРАДЕННОЕ СОЛНЦЕ, или МИКРОСТАНЦИЯ НА КРЫШЕ

Склонность Пашиняна приписывать все хорошее исключительно себе, оставляя все плохое на долю других, известна давно. В очередной раз он разошелся по этому поводу на заседании правительства, когда министр территориального управления и инфраструктур Давид Худатян, представляя данные о солнечной генерации в Армении, сообщил, что сегодня суммарная мощность установленных гелиостанций уже составляет 850 МВт. «За последние семь лет мы создали две атомные электростанции — без всякой суеты и шума. Мы не открывали, не перерезали ленточку, не произносили речи, ничего не делали — мы принимали решения в этом зале и создали две атомные электростанции. И это огромное достижение, о котором никто не говорит», – сказал Пашинян.

 КОНЕЧНО, МАЛО КОГО УБЕЖДАЮТ ЕГО СЛОВА О СКРОМНОСТИ ВЛАСТЕЙ, которые, якобы сторонясь суеты и рекламного шума, по-тихому «построили» две атомки. Это говорит человек, который прямо на заседаниях правительства лично зачитывает список из своих добрых дел, скрупулезно отмечая каждый метр положенного в землю асфальта, отремонтированной крыши или проложенной канализации. Но дело не в этом.

 Пашинян, пришедший к власти на тотальном отрицании всего, что было сделано за предыдущие годы прежними властями, – «бывшими» или «черными» — сегодня без всякого зазрения совести скрывает то немаловажное обстоятельство, что основу для бума солнечной энергетики последних лет заложило, причем действительно молчаливым и упорным трудом, правительство Карена Карапетяна. Именно в тот период происходила активная разработка законодательной базы и создание первых пилотных проектов, которые заложили основу для последующего быстрого роста отрасли.

 Настоящим в хорошем смысле слова фанатом этого дела был (и сегодня остается, но уже в качестве частного предпринимателя) тогдашний замминистра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Айк Арутюнян, который еще в 2015 году ставил целью создание в нашей стране таких условий, чтобы каждая крыша стала микростанцией по производству солнечной энергии. А поистине революционным для сферы солнечной энергетики Армении можно считать 2016 год, когда правительство инициировало направленные на всемерное развитие гелиоэнергетики законодательные шаги. Кроме того, еще в 2015 году между Арменией и Международным банком реконструкции и развития было подписано грантовое соглашение, которое положило начало программе солнечной энергии промышленного масштаба.

 «Для развития солнечной энергетики в Армении созданы законодательные и финансовые условия, и в скором времени этот сектор будет иметь рост в геометрической прогрессии, — еще в мае 2016 года говорил Айк Арутюнян во время обсуждения на тему «Новые тенденции развития фотовольтовой солнечной энергии», к тому времени личным примером, установив на крыше своего дома фотовольтовую солнечную электросистему, увлекая всех в солнечное будущее. «Недавно Национальное Собрание приняло закон, который полностью освобождает от налогов рынок солнечной энергетики. Сейчас любое физическое и юридическое лицо может на крыше своего дома или в саду разместить фотовольтовые панели, производить электроэнергию, употреблять, а избыток продать электрическим сетям», — добавил он.

Инициатива строительства в Армении первой солнечной электростанции промышленного значения «Масрик-1» мощностью 55 МВт также принадлежит Айку Арутюняну, который анонсировал ее в январе 2017 года, и которую построила известная китайская компания. А в июле того же года была готова и точная «солнечная карта» Армении, которая показывала потенциал солнечной энергетики на территории страны.

 И напротив, перспективы строительства со стороны арабской компании Masdar второй такой станции «Айг-1», входящей в кейс злополучного ANIF, потерялись в густом тумане коррупции и некомпетентности нынешнего правительства. И вообще Пашиняну вместо порочной привычки приписывать чужие заслуги себе хорошо бы ответить, почему за более чем 7 лет его правления в Армении не были построены аккумулирующие мощности систем накопления солнечной энергии и не было открыто ни одного нового экспортного направления для армянской электроэнергетики.