В январе 2022 года в еженедельнике «Азг» я опубликовал интервью под заголовком «Хорен Сталбе: “Мой отец — Хорен Абрамян…”» с латвийским певцом, диджеем, актером, кинооператором и фотографом Хореном Сталбе. Уже многие десятилетия лейтмотивом его искусства остается призыв «Stop the War» («Остановить войну») — будь то живопись и рисунок, кино или фотография, театр и музыка, подводные фильмы о природе или ныряльщиках. «Способность видеть красоту — это дар на мир смотреть с любовью и делится своими впечатлениями», утверждает артист. Тот же посыл — «Stop the War» — звучит и в песнях Хорена Сталбе.
Недавно артист снова побывал на родине своего отца и захотел делиться своими впечатлениями с армянским читателем.

-Хорен джан, вы недавно во второй раз посетили Армению. После нашей беседы, где вы наконец рассказали о своем отце — Хорене Абрамяне, многие в Армении узнали вас лучше. Какие чувства у вас были на этот раз?
– Арцви джан, я в Ереване прошел два километра пешком, без камеры, без сопровождения съемочной группы совершенно один — это был для меня большой шаг в будущее. Люди меня приветствовали, и я понимаю, что это — благодаря огромному влиянию моего талантливого отца. За эти пять лет, что я не был в Армении, здесь многое изменилось. Возможно, вы этого не чувствуете, но мне кажется, что Ереван расцветает. Конечно, везде есть политические, экономические и прочие проблемы, но со стороны видишь совершенно другую картину.
— Удалось ли вам познакомиться с армянскими коллегами, и есть ли вероятность, что в ближайшем будущем состоится сотрудничество?
— Я встретился со многими деятелями культуры, мне повезло с теми людьми, которые меня окружали. Мечтаю выступать в армянском театре и кино…

— А получилось ли в этот раз встретиться с родственниками, которых вы не видели во время прошлого визита?
— Да, я встретился с родственниками, в очередной раз – с сестрой и ее мужем, с женой брата Бабкена, Гаянэ (Бабкен, к сожалению, уже на небесах) и с их сыном Хореном. Впервые встречался с моей племянницей Люсей Абрамян, она актриса и замечательный человек, у нас были очень теплые беседы.
Когда я впервые приехал в Армению, все время находился со съемочной группой — мы работали над выпуском телепередачи «Путешествуя со звездой», то есть со мной (смеется).
Парадоксальный момент из прошлого: когда мой отец был директором театра в Ереване, там ставила спектакль известный латвийский режиссер Мара Кимеле. Она поставила пьесу выдающегося латвийского писателя Яна Райниса «Дуй, ветерок!», если не ошибаюсь, в 1983 году. Это название народной песни, а все произведение близко к латвийскому национальному эпосу. И моя сестра Тамара исполняла в той постановке главную женскую роль. Кстати, в то время она уже была беременна — носила будущего актера Хорена Левоняна. Так переплелись судьбы…
— Думаю, не лишним будет, если вы снова расскажете о своей первой встрече с Марой Кимеле…
— Я поступил на подготовительный актерский факультет, где проучился год у Мары Кимеле и был признан одним из лучших студентов. Через год я подал документы в консерваторию, куда обычно принимают тех, кто окончил этот подготовительный факультет. Однако меня не смогли зачислить из-за отсутствия аттестата о среднем образовании, от которого я отказался по политическим соображениям. Я был ярко выраженным антисоветчиком и отказался от аттестата школы: говорил, что не возьму ничего от советской системы и не буду служить в советской армии — если хотите, отправляйте меня сразу в тюрьму! Несмотря на это, меня допустили к вступительным экзаменам, но впоследствии поступление оказалось невозможным по тем же политическим причинам.
С Марой у меня были теплые, близкие отношения, она сильно повлияла на мою жизнь. И, как я уже рассказывал тебе, при нашей первой встрече она спросила: «А твой отец — армянин?» Я опустил голову и скромно ответил: да. Она была первым человеком в моей жизни, кто сказал мне: «Не нужно этого стесняться, нужно гордиться». И я горжусь своим армянским происхождением!
Арцви БАХЧИНЯН
