Логотип

ЦИФРЫ ПРОТИВ ОБЕЩАНИЙ: ЧТО ДАСТ АРМЕНИИ «ДОРОГА ТРАМПА»

Когда политик говорит о мире, стоит смотреть на карту. Когда экономист — на цифры. В случае с проектом под громким названием «Trump Route for International Peace and Prosperity» (TRIPP), получивший в народе прозвище «Дорога Трампа», и карта, и цифры вызывают больше вопросов, чем ответов. Формально речь идет о 43 км дороги, фактически — о новой экономической модели для целого региона. Но принесет ли этот путь процветание, как гласит его название? И насколько выгоден этот проект для нас?

«ДЛЯ АРМЕНИИ «ДОРОГА ТРАМПА» ЯВНО СОДЕРЖИТ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ РИСКИ И ОГРАНИЧЕНИЯ, углубленный анализ которых стоит оставить политологам и специалистам по международному праву. Пока же попытаемся дать предварительную экономическую оценку возможных выгод для Армении от эксплуатации данной инфраструктуры» — отмечает экс-глава Комитета госдоходов (КГД) Давид АНАНЯН.

Но прежде чем перейти к экономическому анализу, он вкратце представляет технические стороны проекта. Так вот, согласно опубликованным данным, TRIPP будет эстакадной автомагистралью, потенциально с железнодорожными элементами, длиной около 43 км. Он пройдет по территории южной Армении — Сюникской области, не интегрируясь с внутренними магистралями страны.

По своей сути, это изолированный транзитный коридор под внешним управлением: дорога будет находиться на суверенной территории Армении, но управление и эксплуатация передаются армяно-американскому консорциуму сроком на 99 лет, что закрепляется международным договором. Иными словами, проект будет функционировать в рамках законодательства Армении, но с обязательствами, предусмотренными международным договором.

На первый взгляд, подобная схема кажется приемлемой: суверенитет не нарушается, контроль за проектом осуществляется в рамках национального законодательства. Но в реальности, как справедливо указывает экс-глава КГД, здесь есть юридические и политические риски, которые пока остаются за рамками широкой дискуссии.

Между 4 и 17 миллионами — и ни цента больше

Переходя непосредственно на экономическую оценку проекта, Д.Ананян сразу уточняет, что анализ не является полным ввиду ограниченности информации. Исходя из этого он основывается на следующих ключевых параметрах: длина маршрута и пропускная способность, структура транзитных платежей, международные тарифы и, наконец, средняя загрузка одного грузовика.

ИТАК, ДЛИНА ЭСТАКАДНОЙ АВТОМАГИСТРАЛИ «ЗАНГЕЗУР» ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРИМЕРНО В 43 км (27 МИЛЬ). Начальные объемы грузоперевозок – 8-10 млн тонн/год, по некоторым источникам — до 15 млн тонн/год, а в долгосрочной перспективе — до 20 млн тонн/год. В расчетах, как уточняет экономист, принято значение 15 млн тонн/год.

Что касается структуры транзитных сборов, то, по словам Д.Ананяна, поскольку автомагистраль (исходя из имеющихся данных) не будет интегрирована с внутренними дорожными или экономическими инфраструктурами Армении, прямой доход Армении будет формироваться только за счет транзитных платежей и доли дохода, закрепленной за Арменией в контракте. Эта доля официально не опубликована, поэтому расчет произведен по сценарию, основанному на опыте глобальных проектов ГЧП (государственно-частного партнерства). В данном расчете доля Армении принята за 35%.

Относительно международных тарифов эксперт поясняет, что в Европе средний тариф для тяжелых грузовиков составляет примерно 0,15–0,18 евро/км/машина, а в Казахстане и других странах ЕАЭС – 0,01–0,05 доллар/км/машина. Переведя в тариф на тонна-километр, это составляет 0,005–0,02 доллар/тонна/км. В своих расчетах он принял максимальное значение из этого диапазона – 0,02 доллара/тонна/км.

При расчетах же средней загрузки одного грузовика эксперт применил консервативный подход с индексом нагрузки 18 тонн/машина. То есть при 15 млн тонн грузоперевозок в год средний дневной поток составит примерно 2280 грузовиков, или 50–95 машин/час (в обоих направлениях).

«Используя формулу расчета прямого годового дохода для Армении

(Eᵗ = тариф (тонна/км) × длина маршрута (км) × годовой объем (тонн) × доля Армении (%)), получаем: 0,02 × 43 × 15,000,000 × 35% = 4,52 млн долларов/год. Таким образом, если автомагистраль не будет интегрирована с внутренними экономическими системами Армении (остановки, логистические узлы, заправки/сервис, складирование, таможенное обслуживание и т.п.), то прямая экономическая выгода для Армении только от транзитных платежей будет весьма ограниченной — около 4,5 млн долларов в год (в зависимости от длины маршрута, тарифа, доли и потока)», — детально рассчитал экс-глава КГД.

При этом добавил, что в случае теоретически максимального сценария (если поток составляет 20 млн тонн/год, а доля Армении — 100%), прямой экономический доход составит: 0,02 × 43 × 20,000,000 × 100% = 17,2 млн долларов/год.

Максимум 0,6% бюджета, или по 3000 драмов пенсионерам

Об экономической составляющей TRIPP написал на своей странице в Facebook и соучредитель партии «Страна для жизни» Месроп АРАКЕЛЯН, проведя параллели с соседней Грузией. На самом деле, когда обсуждается проект национального значения, логично задать простой вопрос: а кто уже реализовал похожее — и с какими результатами? Грузия, будучи транзитной территорией для нефти, газа и грузов из Азербайджана, получает почти 300 млн долларов ежегодно. В Армении же с похожим транзитным проектом (TRIPP) расчеты показывают сумму, в 60 раз меньшую.

«ВЛАСТИ, НЕ ВЛАДЕЮЩИЕ МАТЕМАТИКОЙ, В ПЫЛУ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ЗАВЕРЕНИЙ ГОВОРЯТ О МИЛЛИАРДАХ ДОЛЛАРОВ ДОХОДА, которые может принести дорога, проходящая через Сюникскую область Армении. Давайте разберемся, какой доход может получить Армения как транзитная страна.

В настоящее время газопровод, нефтепровод и железная дорога, проходящие через Азербайджан в Турцию, проходят через Грузию. Последняя взамен получает доход. От нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому проходит около 80% азербайджанской нефти, Грузия получает около 60 млн долларов дохода. От газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум, по которому проходит практически весь объем экспорта азербайджанского газа, Грузия получает 5% газа в качестве транзитной платы. В денежном выражении это составляет около 200 миллионов долларов. Прибыль Грузинской железной дороги от транзитных грузоперевозок составила около 20 млн долларов. В результате Грузия получает около 280 млн долларов дохода», — изложил суть дела политик.

А вот в контексте Армении все обстоит не так радужно. Ну, во-первых, как указывает М.Аракелян, очевидно, что такой же объем нефти и газа не может пройти через Армению, учитывая, что почти весь экспорт Азербайджана уже проходит через Грузию. Более того, это практически экономически невыгодно. Во-вторых, невозможно, чтобы существовали два транзитных маршрута в одну и ту же точку — Турцию и Европу.

«В любом случае, предположим, что 25-30% экспорта азербайджанского газа и нефти будет проходить через Армению, за что Армения получит около 70 млн долларов. В случае с железной дорогой Армения может оказаться в более выгодном положении и предположим, что весь объем, проходящий через Грузию, будет проходить через Армению. В результате Армения получит около 90 млн долларов дохода, половина из которых уйдет в США, а другая половина останется в Армении. Эти 45 млн долларов составят 0,6% доходов бюджета, чего будет достаточно для повышения пенсий на 3000 драмов», — написал М.Аракелян.

По сути, за громким брендом и геополитическим лоском проекта TRIPP скрываются довольно скромные цифры для армянской экономики. Даже при оптимистичных сценариях предполагаемый доход от транзита не превышает нескольких десятков миллионов долларов в год, не покрывая и 1% бюджета нашей страны. И это при условии полной загрузки маршрута и благоприятной тарифной политики.