Логотип

ЧЕМ СЕРЬЕЗНЕЕ УГРОЗА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ АРМЯНСКИХ ПЛЕННЫХ, ТЕМ УПОРНЕЕ МОЛЧАТ В ЕРЕВАНЕ

За последние дни появилось сразу несколько крайне тревожных сообщений о состоянии армянских военнопленных и заложников, незаконно удерживаемых в Азербайджане. Правозащитники и в Армении, и за рубежом отмечают, что с закрытием офиса Международного комитета Красного Креста в Баку они оказались в полной изоляции, к ним не допускается ни одна независимая организация, и нет никакой информации об условиях их содержания, физическом и психологическом состоянии.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО МККК ЗАКРЫЛОСЬ 3 СЕНТЯБРЯ, в последний раз пленных навещали более 2 месяцев назад — в июне. Согласно представителю армянского офиса, организация намерена продолжать переговоры с Азербайджаном из своей женевской штаб-квартиры. Понятно, однако, что Алиев не для того закрывал представительство в своей стране, чтобы разрешать МККК продолжать гуманитарную деятельность, в частности, связанную с армянами.

В тот же день, 3 сентября, супруга Вигена Эулджекчяна сообщила, что ее муж вот уже более 20 дней проводит голодовку. «Он пытается с помощью голодовки обратиться к миру – за себя и за своих товарищей, удерживаемых в азербайджанской тюрьме. Его жизнь в опасности. Он сказал, что ему нужен врач, что у него невыносимые боли, но медицинской помощи не оказывают», — рассказала она.

Напомню, что это не первая голодовка, объявленная ливанским армянином-репатриантом в бакинской тюрьме: в апреле он вынужден был прибегнуть к этой отчаянной мере, требуя телефонного разговора с семьей. Сейчас же пытается своими страданиями и угрозой жизни привлечь внимание мира к ситуации, в которой оказались армянские пленные, – стыд и позор нам…

Крайне тревожную новость сообщила правозащитница Сирануш Саакян: среди армянских пленных зафиксированы случаи попыток самоубийства. По её словам, информация поступила от родственников, с которыми пленные недавно смогли связаться по телефону. Саакян уточнила, что попытки суицида были совершены не представителями военно-политического руководства Арцаха, а другими пленными, и связаны, по ее мнению, именно с прекращением визитов МККК.

Между тем, по сведениям газеты «Грапарак», 30 августа состоялся телефонный разговор секретаря пашиняновского Совбеза Армена Григоряна и помощника Алиева Хикмета Гаджиева, в ходе которого был обсужден вопрос армянских пленных. Издание утверждает, что разговор состоялся по инициативе азербайджанской стороны, а поводом стала видеозапись встречи Трампа с Пашиняном 8 августа.

ЭТА БЕСЕДА И, В ЧАСТНОСТИ, ВИДЕО ВСТРЕЧИ, НА КОТОРОЙ НИКОЛ с нескрываемой озабоченностью заглядывал в документ в руках Трампа, дабы проверить – не просочился ли в него каким-то образом вопрос пленных, вызвали в те дни широкий резонанс в армянских соцсетях. Сообщалось, что Трамп заявил о намерении обратиться к президенту Азербайджана с просьбой об освобождении 23 «христиан-армян».

По всей вероятности, пишет газета, просьба была доведена до азербайджанской стороны, однако Баку не понравилась формулировка «христиане-армяне». Более того, Гаджиев заявил о невозможности выполнения просьбы, а армянская сторона, согласно публикации, не планирует предпринимать активные шаги по возвращению пленных в ближайшее время.

Официальная информация об этом разговоре так и не была распространена, однако содержание статьи и отсутствие опровержения говорит в пользу ее достоверности. Если это так, то, по сути, развеялись также надежды на активное вмешательство Трампа, на которое возлагали надежды в том числе американские адвокаты Рубена Варданяна. И остается лишь гадать, насколько президент США будет последователен в своем обещании и как отреагирует на категорический отказ Баку выполнить его личную просьбу.

Однако в любом случае с уверенностью можно повторить то, о чем говорилось неоднократно: пашиняновский режим не предпринимал и не будет предпринимать каких-либо шагов для освобождения пленных. И все утверждения о том, что, дескать, вопрос поднимается на международных площадках – ложь и лицемерие. Самое убедительное тому подтверждение – гробовое молчание властей на фоне последних сообщений правозащитников.

Арабатовский МИД словно воды в рот набрал. И не отвечает на самый главный вопрос: почему вот уже полгода нет обращения к властям Швейцарии – или любой другой страны — с просьбой об оказании консульских услуг томящимся в бакинских тюрьмах армянам. С прекращением визитов МККК этот вопрос стал как нельзя более актуальным и, по сути, единственной срочной мерой в рамках международного права для того, что прервать полную изоляцию армянских пленных и обеспечить хоть какой-то контроль над их состоянием и связь с семьями.

То, что как-то поддерживало людей, находящихся в аду, – причем некоторые из них, как Виген Эулджекчян, вот уже почти 5 лет.

СЕГОДНЯ МОЖНО С ПОЛНОЙ УВЕРЕННОСТЬЮ УТВЕРЖДАТЬ, что если в ближайшее время не будет предпринято шагов для установления связи с нашими соотчественниками, новые сообщения о попытках суицида и другие жуткие вести из бакинских тюрем не заставят себя ждать. Совершенно очевидно, что ситуация весьма и весьма серьезная, и об этом надо просто кричать на весь мир, чтобы в буквальном смысле спасти жизнь хотя бы тех 23 пленных и заложников, о которых известно официально.

Международный юрист из Аргентины Лусиана Минасян, активно занимающаяся вопросом, сообщила, что соответствующие письма направлены президенту США, президенту Аргентины, первой леди США Мелании Трамп и даже вице-президенту Азербайджана Мехрибан Алиевой. Армянская общественность просто обязана наводнить такого рода письмами (исключая, конечно, Алиеву) лидерам разных стран и международным организациям, а также предпринять все применимые в подобных случаях другие меры.

Но для начала – потребовать и добиться от так называемого МИД РА обращения к Швейцарии, власти которой, как свидетельствуют бывший госсекретарь Арцаха Артак Бегларян и омбудсмен Гегам Степанян, готовы при наличии такого обращения оказать консульские услуги и наладить связь с пленными.

В противном случае остается вновь констатировать, что власти Армении не просто не заинтересованы в возвращении пленных, а, наоборот, активно не желают этого. А значит, несут такую же ответственность за судьбу находящихся в бакинских тюрьмах граждан РА, как власти геноцидального Азербайджана. В том числе – не приведи Господь! – за самый печальный исход.