Если обратить внимание на акцент публикаций в азербайджанской прессе, касающихся армяно-азербайджанской тематики, то сегодня он сосредоточен на очередном ультиматуме Баку к Еревану: мол, Армения должна принять новую Конституцию, а «если Армения не станет вести себя хорошо, то невозможно отрицать перспективу новой войны».
«В свете противоречий Пашиняна с Эчмиадзином ему необходимо избавить ААЦ от ее «исключительности», и он, несомненно, постарается воспользоваться требованиями Баку, чтобы убить сразу двух зайцев – закрыть для Армении «карабахский вопрос» и нейтрализовать влияние церкви», – пишут азербайджанские СМИ, при этом проявляя редкое понимание того, что Пашинян займется новой Конституцией уже после выборов 2026 года. Ведь если он сделает это «до», результаты выборов могут оказаться для него и его команды удручающими.
НА ДНЯХ БЫВШИЙ ДЕПУТАТ НС, ЮРИСТ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГЕВОРГ ПЕТРОСЯН ЗАЯВИЛ, что если по итогам парламентских выборов 2026 года Пашинян и его команда вновь придут к власти, Армения рискует оказаться на грани катастрофы. «Пашинян уничтожил армию, уничтожил семью, теперь перешёл к уничтожению последней основы – церкви. По моему глубочайшему убеждению, Пашинян делает это ради ублажения Алиева, чтобы предотвратить войну и удержаться у власти, что ему не удастся…»
Однако стоит задаться вопросом: а если удастся – используя административный ресурс, репрессии, манипуляции? Не стоит отрицать и того, что для внешних игроков он удобен.
Турции выгодно использовать Армению в ее нынешнем состоянии для прокачки «коридоров» и расширения влияния. Азербайджану выгодно политическое подчинение и возможность добиваться целей без войны. Западу удобен «мирный посредник», с которым можно вести переговоры, не рискуя и особо не тратя ресурсы.
Что произойдет, если в Армении процессы будут продолжаться в том же русле, в котором они идут сегодня?
Первым этапом, надо полагать, станет «юридическая капитуляция»: новая Конституция намерена убрать даже символическую связь с Арцахом, минимизирует роль Церкви, размывает функции государства как гаранта безопасности. Мирный договор на условиях Баку означает либо полное признание требований Азербайджана, либо формальное «равноправие» с механизмами реализации, выгодными Баку. И все под красивой оберткой «эпохи мира», «региональной интеграции». Следом последует запуск демографического давления: разговоры о «300 тысячах», «500 тысячах» или «миллионе» азербайджанцев станут политической реальностью, оформленной как «мирный процесс».
Вторым этапом станет стратегическое обезоруживание: армия будет «оптимизирована» до уровня полиции, чтобы «не провоцировать напряженность». Церковь «уйдет» из публичной жизни – идентичность, историческая память и связь с диаспорой ослабнут. Церковь низводится до статуса НКО с минимальными правами – именно этого добивается азербайджано-турецкий тандем.
Далее – «экономическая интеграция», а точнее, зависимость, демографический перелом на фоне возможного «миллиона» азербайджанцев в Армении, рост эмиграции армян из страны. Итог – окончательное изменение политической карты региона: новые границы, демографические инициативы, инфраструктурные «коридоры». До мнения граждан Армении никому нет дела. Юридический статус, возможно, и сохранен: флаг, гимн, парламент есть, но решения спускаются извне.
Если нынешняя тенденция сохранится, лет этак через 10–12 Армения станет демографически выжженной, политически зависимой территорией, где от национальной государственности и суверенитета останется лишь оболочка впрочем, возможно, и не останется.
НЕ НАДО БЫТЬ ГЕНИАЛЬНЫМ АНАЛИТИКОМ, ЧТОБЫ, ИСХОДЯ ИЗ СЕГОДНЯШНИХ ПРОЦЕССОВ, ПРЕДСКАЗАТЬ ОБОЗРИМОЕ БУДУЩЕЕ. Нынче власть продает страх под названием «эпоха мира». На каждую очередную уступку Армении Азербайджан отвечает новым ультиматумом в духе «вы еще не все отдали». Армения молчит, ставит подписи, закрывает глаза. Тема изгнанных со своей Родины арцахцев стерта из повестки и даже лексикона властей как мираж. «Не качайте лодку», «главное – стабильность», «вы хотите мира?» – повторяется как мантра. Но история не знает случаев, когда уступки спасали слабого. Зато знает множество примеров, когда слабого просто стирали с карты мира.
Между тем даже на этой точке почти необратимости процесс можно повернуть вспять – если к власти придет сила, которая действительно мыслит государственно, не живет позывами политического выживания и способна заявить миру: «Мы – сторона, у нас есть позиция, у нас есть принципы, у нас есть права».
Что может сделать новая, национально ориентированная власть?
Вернуть субъектность, имея четкий план действий и используя политическую волю плюс международные механизмы. Вернуть вопрос арцахцев в международную повестку. Нынешняя власть закрыла тему, но международное право не исчезает как «сторис» в соцсетях. Остановить внутреннюю эрозию. Любая национально ориентированная власть должна прекратить давление на церковь, прекратить репрессии против собственных граждан, перестать обрывать пуповину, связывающую Армению с диаспорой, обязана укрепить армию и перестроить дипломатическую машину. Без этого Армения – просто игрушка в чужих руках.
Уже сегодня можно полностью восстановить международную борьбу за права депортированных арцахцев, остановить навязываемый Азербайджаном демографический сценарий, заблокировать любые формы экстерриториальных «коридоров», неподконтрольных Армении, вернуть Армению в игру как сторону, а не объект, укрепить безопасность и восстановить переговорный баланс.
Вот уже четыре-пять лет обществу твердят «молчите», пугая новой войной и продавая страх как «мудрую осторожность». Новое руководство должно сказать: «Да, будет трудно. Но мы выходим из режима сдачи. Мы – страна, а не территория».
А так, Геворг Петросян прав: если по итогам парламентских выборов 2026 года Пашинян и его команда снова придут к власти, Армения окажется на грани катастрофы. Собственно, мы уже на этой грани.
