Логотип

ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ: МУДРЫЙ ЛЕВ ИЛИ СТАДО БАРАНОВ

Попытки выкинуть из истории страны ее главные страницы с каждым разом становятся очевиднее, а сопротивляемость общества угрожающе падает. Парадокс ситуации в том, что живущие на Западе армяне противостоят этому больше, чем те, кто живет в Армении.

Анжелика Тэрхьюн, США, на день знакомства училась в одиннадцатом классе. Школа армянская, но пользующаяся популярностью во всей детройтской округе. Познакомился с Анжеликой за два дня до отъезда из Америки, из-за чего поговорить с девушкой как следует не получилось. Некоторые сведения, а также школьное сочинение, отрывки из которого ниже, предоставила ее учительница, любезная миссис Кадри.

Учитывая, что отношения миссис Кадри к своей подопечной большей частью сводились к «замечательная девочка», «очень хорошая ученица», «имеет большое будущее» и т.п., добавлю к характеристике от себя тоже: школьница относилась к армянам в высшей степени благожелательно и это, думаю, приятно не только для меня.

КЛАССУ, В КОТОРОМ УЧИЛАСЬ АНЖЕЛИКА, БЫЛО ПРЕДЛОЖЕНО СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ГЕНОЦИД АРМЯН» (в школах Армении такое сегодня трудно представить), после чего миссис Кадри решила, что лучшей надо признать именно ее работу. Вполне возможно, сочинений ее одноклассников я не читал, но не верить слову опытной учительницы нет никаких оснований.

В школе, где учится Анжелика, много неармян: украинцев, русских, мексиканцев, поляков, немало учеников с черным цветом кожи, к которым относится сама Анжелика. Умиляться тому, что чернокожая девушка понимает, что такое геноцид вообще, а армянский в частности, означало бы нарушить политкорректность в американском понимании: «мол, надо же, афроамериканка, а соображает, как чистой воды белая».

Еще одно. В том городке близ Детройта на расстоянии протянутой руки от школы стоит армянская церковь, построенная на деньги знаменитого благотворителя Алека Манукяна, куда независимо от вероисповедования приходят не только православные христиане, но и последователи католицизма, ислама, индуизма и иудаизма. Двери открыты для всех.

Между тем, рассказывая в сочинении о геноциде армян, Анжелика Тэрхьюн обращалась и к ужасам убийства невинных людей в Руанде, когда экстремисты из Хутси, уничтожили более полумиллиона сограждан из Тутси. Что общего находила Анжелика между резней армян в Турции и массовым умерщвлением людей в Руанде? «За этими геноцидами бесконечные ужасы и бесчеловечное отношение к детям»,- объясняла она. И дальше. «Оглядываясь на происшедшее, я не могу поверить: это невозможно для любой нации – пройти через все это и выжить».

 — Но нет, это не так. Доказательство — армяне, пережившие Византию, Персию, нашествия арабов, монголов, османов. Армяне выжили и сегодня живут везде, — объясняла мне, а до меня своим подопечным учительница миссис Кадри.

 — Я нахожу их, когда смотрю на карту и вижу там слово «Армения», которое уже никто не осмелится стереть. (Напомню от себя: разговор шел во времена, когда об исчезновении государственности Армении невозможно было и думать). Доказательство вечно живой Армении и в том, что каждый день я иду в школу, которую основали великие меценаты Алекс и Мари Манукяны,- говорила тогда мисс Кадри. (Самвел Карапетян, делающий для Армении ничуть не меньше, еще только набирал силу).

— Флаг Армении – ее гордый символ. Армения будет всегда. Если вам нужно доказательство тому, что нация может перенести геноцид и выжить, посмотрите на Армению,- продолжала тем временем учительница-американка.

Смотрим и не только на флаги. В обществе, составленном, можно сказать, исключительно из армян, колосится и цветет противостояние между «нынешними» и «бывшими», нападающими на Армянскую Апостольскую церковь и ее защитниками, безразличными к угрозе потери государственности и сторонниками не допустить такого. 

ПРОТИВОСТОЯНИЕ ПРИНИМАЕТ УГРОЖАЮЩИЕ ФОРМЫ И, ЕСЛИ КТО-ТО ДУМАЕТ, ЧТО ОНО НЕ ОБЕРНЕТСЯ ВОЙНОЙ между армянскими «тутси» и «хутси», то этому можно только порадоваться. Но растущее противостояние налицо, здесь у нас, похоже, все впереди и это сильно тревожит.

Да, недовольных в Армении становится больше, с задачей вести дела так, чтобы перевести их в разряд единомышленников, власть не справляется, после чего строка Анжелики Тэрхьюн из школьного сочинения «если вам нужно доказательство тому, что нация может перенести геноцид и выжить, взгляните на Армению…» провисает в воздухе. 

Почему про Анжелику Тэрхьюн вспомнилось сегодня? Потому что стало стыдно. За согласие власти прогибаться, не стесняться покупать расположение Запада, каяться. За бескультурье людей из власти, неразборчивость политических связей, замарывание своего прошлого.

Тем временем обращения к Геноциду расцениваются как бестактное напоминание Турции о том, что было, на фоне усердного братания с соседом, которое вроде бы будет. Ожидается также, что КПП на границе Армении с Турцией будет присвоено имя Мехмеда Талаат-паши – одного из организаторов Геноцида армян, а Армения не придает этому особого значения.

Официально Геноцид признали свыше тридцати стран мира, а также Совет Европы, Европарламент, Всемирный Совет церквей и другие авторитетные международные организации. Официально отрицают только Турция, Азербайджан и Пакистан, но сегодня избегает напоминаний о нем и официальный Ереван. Чтобы не мешать установлению добрых отношений с соседями. Выступать против этого недальновидно и глупо, весь вопрос в сопряженности усердий с чувством национального достоинства.

Притча по случаю. Львица в затяжном прыжке родила львенка, и он упал в стадо овец, там вырос и стал считать себя овцой. Львенок вырос, и однажды старая львица подошла к стаду и не поверила глазам: среди овец во всем великолепии гулял молодой лев, и никто его не боялся. Старый лев подстерег молодого, поймал его. — Пожалуйста, позволь мне вернуться к моим сородичам! — попросил молодой лев старого, но тот потащил его к озеру и заставил посмотреть свое отражение в чистой и ясной воде.

 В то мгновение, как молодой лев увидел, кто он на самом деле, он издал великий рык. Этот лев никогда раньше не рычал, потому что всегда считал себя овцой.

 И тогда старый лев сказал: «Моя работа сделана. Теперь всё зависит от тебя. Хочешь ли ты вернуться обратно в стадо?»

 Молодой лев ответил: «Прости меня, я совершенно забыл, кто я такой. И я безмерно тебе благодарен за то, что ты помог мне вспомнить».