Подписание в рамках саммита Шанхайской организации сотрудничества документа, устанавливающего стратегическое партнерство между Арменией и Китаем – это положительный момент. Об этом заявил в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am бывший чрезвычайный и полномочный посол Армении в Китае Сергей Манасарян.
«Я РАБОТАЛ В КИТАЕ, ЗНАЮ ЭТУ СТРАНУ И ВСЕГДА ВЫСТУПАЛ ЗА УГЛУБЛЕНИЕ и развитие отношений с КНР. С другой стороны, все пункты, упомянутые в документе, не новые, они всегда были в повестке. Если сравнить его с документом, который был подписан и с Азербайджаном, то он практически такой же. Здесь, например, отмечается важная роль Азербайджана в Среднем коридоре.
Но одно дело подписать, другое – реализовать. Эта реализация хромает, и хромает в основном в экономической части. То есть на сегодняшний день у нас практически нет серьезных инвестиционных программ с Китаем. Я не считаю инвестициями работу китайских компаний в качестве подрядчиков в некоторых проектах на территории Армении. Это не инвестиции, это просто работа. Серьезных программ, к сожалению, нет. Надеюсь, что этот документ оживит или даст новый старт развитию данных экономических отношений.
Однако здесь есть и политическая составляющая: мы налаживаем стратегическое партнерство с Китаем, параллельно идем навстречу Европе, одновременно заявляем об особых отношениях с США, создаем «дорогу Трампа». Вот это и трудно себе представить, все не поместится в один котел», — заявил Манасарян, добавив, что в любом случае он будет рад, если этот документ сможет активизировать китайские компании и Китай на нашем рынке.
КАК ОТМЕЧАЕТ ЭКС-ПОСОЛ, У КИТАЯ СВОИ ПРИОРИТЕТЫ В ОТНОШЕНИЯХ С КАЖДЫМ ГОСУДАРСТВОМ нашего региона. В случае с Азербайджаном это энергоресурсы и логистические возможности. И они никогда не забывают о тесных отношениях Азербайджана с Турцией, а для Китая отношения с Турцией – особый пункт.
«До недавнего времени Грузия представляла для них интерес как логистический пункт. Они сразу же подписали и отменили въездные визы. Они связаны с Грузией очень серьезными инвестиционными проектами и очень серьезно работают. Что касается Армении, я уже говорил, что у Китая суперпрагматичная внешняя политика. Они заинтересованы в Армении, в том числе и в логистическом плане, в потенциальной дороге, которая еще должна быть построена, – из Ирана на Север-Юг, из Ирана через Армению в порт Грузии. Это очень интересно для Китая, и он неоднократно пытался проявлять активность.
Они также были готовы построить всю дорогу, но по какой-то причине Армения не согласилась. Но интерес у Китая сохранился», — заявил Манасарян.
Что касается Сюникского коридора, то экс-посол не считает, что у Китая есть ключевой интерес к нему. «Потому что у Китая есть широкие возможности, используя различные дороги, обеспечивать транспортировку своих товаров и услуг.
Если речь идет о так называемом коридоре, то давайте понимать, что не обязательно говорить, что это коридор, соединяющий Азербайджан с Турцией. По моему глубокому убеждению, его следует называть пантюркистским коридором, который несет в себе довольно серьезные угрозы, причем не только для Армении, но прежде всего для Ирана.
С этой точки зрения Китай внимательно следит за этим, поскольку подобные пантюркистские тенденции неприемлемы для Китая. Они могут представлять угрозу вблизи его границ.
Кроме того, они прекрасно осознают, какая это угроза для Ирана, а ИРИ — один из важнейших партнеров Китая. В этом плане я уверен, что китайская сторона внимательно следит за развитием событий, не думаю, что они останутся равнодушными», — заключил Манасарян.
Новости Армении – NEWS.am